четверг, 17 января 2013 г.

СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА КАК СПОСОБ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СПОРТСМЕНА



В данной статье предлагается более глубже и шире рассмотреть само понятие тренировка. 

Под тренировочной деятельностью мы понимаем формирование необходимых двигательных навыков и развитие внутренних механизмов  обеспечения означенной физической деятельности. Вся тренировочная деятельность сейчас определяется,  количеством повторений определённых упражнений,  «правильных» интервалов между ними и, конечно же, регулированием физической нагрузки по самым разным параметрам. Но если рассматривать тренировку с позиции программирования тела для новой или изменяющейся физической деятельности, то здесь, всё внимание направленно не на количество повторений и последующую подгонку под эталон, а на качество  первоначального усвоения  программы эталонного выполнения того или иного двигательного действия. Первоначальное качественное усвоение программы эталонного выполнения какого-либо спортивного двигательного действия позволяет в последующем при изменении, в результате дальнейшей тренировочной деятельности, физических параметров (сила, скорость, выносливость),  осуществлять  автоматическую коррекцию  таких программ под эти изменяющееся параметры. Так же, программа эталонного выполнения двигательных действий в конкретном виде спорта, оказывает своё коррелирующее влияние на естественный рост и развитие тела спортсмена занимающегося именно этим  конкретным видом спорта. Или проще, программа эталонного выполнения двигательных действий спортсмена перестраивает  тело спортсмена  именно под такое их эталонное выполнение.    

На практике.Если на первоначальном этапе обучения удалось достаточно прочно сформировать программу эталонной структуры какого-либо двигательного навыка, то тогда, главное в дальнейшем тренировочном процессе это,  при изменении физических и объёмно-структурных характеристик тела спортсмена,  следить за тем чтобы динамическая структура совершенствуемого  двигательного навыка бала максимально приближена   к её эталонному выполнению, именно так должна осуществляться коррекция программ управления телом при освоении  необходимых двигательных навыков.  

Проблема низкой эффективности современной тренировочной деятельности, может объясняться только одним – недостаточное изменение программ управления телом при спортивной физической деятельности.  То есть, если спортсмен тренируется довольно продолжительное время, а результат не растёт, то это значит, что изменений на тонком управляющем уровне так и не произошло. А не произошли эти изменения только по причине неправильного (искажённого) программирования тонкого уровня обеспечивающего запуск адаптационных изменений  увеличивающих возможности физической  деятельности тела в строго определённой спортивной деятельности. Одной из причин такого искажённого программирования является чрезмерное увлечение средствами ОФП и так называемыми вспомогательными и подводящими упражнениями в СФП. Чрезмерно увлекаясь  ОФП человек сам того не замечая программирует своё тело и естественно перестраивает его под означенный ОФП вид деятельности, тем самым сокращая или затормаживая развитие своего тела под основной вид своей спортивной деятельности. 

Рассматривая  теорию функциональных систем и теорию адаптации, предполагающих системоструктурные изменения в ответ на нагрузку нужно рассматривать  вопрос перестройки тела, не с конца, как это делается в этих в принципе верных теориях, а с начала, то есть с уровня программирования процессов обеспечивающих  выполнение той или иной физической деятельности.  Почему-то такой, казалось бы, явный вопрос первичности программирования процессов адаптации на тонком уровне человеческой сущности как управляющего начала всеми изменениями в теле человека, спортивной наукой совершенно не изучается. А ведь именно все изменения происходят вначале именно там, на тонком уровне человеческого тела, и если на нём изменения не произошли то и на биохимическом, клеточном, тканевом, и прочих более грубых уровнях никаких нужных  изменений  не происходит. Для успешного обучения необходимо понять,  что все процессы в живой природе осуществляются по внутренним программам.  И до тех пор, пока не будет изменена та или иная внутренняя программа управления процессами, протекающими в теле человека, человеческое тело не изменится, то есть параметры результата тренируемой физической деятельности останутся прежними.

В современной спортивной науке произошло разделение двигательного навыка на обучение (теория формирования двигательного навыка), энергетическое обеспечение и обменные процессы (биохимия, физиология) и внешнее пространственное его проявление (биомеханика). Как видим, самого главного в этом разделении нет –  это программирование тонкого управляющего уровня с целью обеспечения управления  тренируемым видом физической деятельности. А ведь с него (тонкого уровня), как было сказано выше,  всё и начинается. По сути, тонкий уровень это основной управляющий уровень, а мы о нём почти нечего не знаем, вот и пытаемся методом проб, ошибок или просто «методом тыка» со своего внешнего грубого уровня повлиять на свой тонкий уровень. Где-то это получается, а где-то и нет. Действуем по принципу «чёрного ящика»  –  с внешнего уровня задаем параметры «чёрному ящику» то есть, тонкому уровню человеческого тела, и смотрим, как он отреагирует,  и, полученный видимый результат считаем наукой. При этом толком так и не знаем, что же на самом деле запускает те или иные адаптационные процессы к задаваемым   физическим нагрузкам.  К тому же, как можно называть наукой то, что не даёт стабильно повторяющегося  результата при одинаковых параметрах воздействия.  Мало этого, так ещё встречаются случаи, когда не то что параметры результата разные на одинаковую нагрузку, а он (результат) вообще может  не изменится ни в чём, или даже может получиться  противоположным другим результатам.    Часто встречаются случаи, когда двум одинаковым спортсменам даётся одинаковая нагрузка, а результат разный, у одного спортсмена тренированность повысилась, а у другого осталась в тех же пределах. По сути, тренеры работают вслепую. На практике зная, что организм человека в ответ на постоянные физические  нагрузки запускает адаптационные  процессы, которые в той или иной мере перестраивают тело человека для более стабильного состояния его при последующих нагрузках, тренеры пытаются подбирать каждому спортсмену такие нагрузки, которые дают наибольший  приспособительный эффект. Опять мы видим  здесь сугубо индивидуальный подход, который и должен быть основным в любой спортивной деятельности. Как нет двух одинаковых людей, так нет и двух одинаковых внутренних программ управления физической деятельностью любого тела человека. И тому масса примеров, и яркое подтверждение этому случаи когда близнецы занимаются одним и тем же видом спорта у одного и того же тренера, но результаты у обоих отличаются. Предполагалось бы, что при такой внешней похожести тел и внутренние управляющие программы у них должны быть одинаковыми, но нет, в чём-то они всё-таки разные. А это значит, что и их внутренний отклик на поступающую извне одинаковую информацию будет тоже в чём-то разный.

На основе вышеизложенного опять приходишь к выводу о том, что для достижения высокого результата, самыми высокоэффективными в обучении и тренировке являются индивидуальные тренировочные занятия персональной направленности. И даже в командных видах спорта, в общекомандной тренировочной деятельности, должны обязательно присутствовать  персональные тренировочные компоненты. Ну а если говорить о различных видах спортивной подготовки, то например, техническую подготовку спортсмена, без персональных занятий повысит очень сложно. 

При рассмотрении  тренировочной деятельности как процесса создания внутренних управляющих  программ спортивной деятельностью, на первый план выходит личность тренера. Именно тренер даёт информацию, на основании  которой у спортсмена формируются внутренние управляющие программы его (спортсмена) физической деятельности.  И именно от тренера зависит, какой спортсмен вырастить в результате обучения у конкретного тренера. Поэтому, первым делом, прежде чем строить футбольную или иную спортивную академию самое главное это нужно определиться с тем, какие тренеры в ней будут работать. Без  тренеров любая спортивная академия это всего лишь футбольные поля и здания и не более, поэтому  не имеет большого значения, где тренируется спортсмен, в спортивной академии или в простой ДЮСШ. Уровень его обучения будет определяться, профессиональным уровнем его тренера.   Отсюда вывод и совет для родителей и спортсменов – не ищите «хорошие» спортивные академии, а ищите действительно хороших высокопрофессиональных тренеров, потому как именно они и только они, а не какие-то там распиаренные спортивные академии  могут сделать из вашего сына или дочки  высококлассного спортсмена. Всё решается в непосредственном обучении тренером конкретного спортсмена, и каков будет итог обучения,  зависит только от тренера. А это значит, что если какая либо  спортивная академия не даёт нужного результата, то проблема не в отсутствии талантливых детей, а в недостаточном квалификационном уровне тренерского состава данной спортивной академии. И уровень этот определяется в первую очередь  способностью  тренера обучать спортсменов, но и не менее важно то   какой учебный материал предлагает тренер, то есть какая внутренняя программа управления физической спортивной деятельностью будет усвоена обучающимся у него спортсменом.

 Подведём итог.  Так как основной формой  обучения спортсменов является тренировочные занятия, то именно тренировка со всеми её составляющими атрибутами  является основным способом и средством внутреннего программирования спортивных действий спортсменов.   

Видео тренировок по обучению скоростной технике футбола:

http://www.youtube.com/channel/UCuKMUX0I3donfU8kp8ysXQw?feature=mhee

Комментариев нет:

Отправить комментарий