вторник, 25 июня 2013 г.

РЕФОРМА ОБУЧЕНИЯ ФУТБОЛИСТОВ


На прошлой неделе, проходя мимо школьного двора одной из краснодарских общеобразовательных школ, где совсем недавно открылась великолепная спортплощадка со спортановым покрытием, я увидел  как местная молодёжь довольно на хорошем уровне играли в мини-футбол. Сразу же отметил двух молодых 22-23 лет парней выделявшихся среди остальных мастерским владением мячом и обученностью игре. Меня это заинтересовало, и я подошёл посмотреть поближе. С удивлением и с радостью я узнал в этих парнях своих бывших учеников, которых я ранее обучал мини-футболу, недолго работая в одной из  наших СДЮШОР в отделении мини-футбола. Семь лет назад, чтобы проверить как работают разработанные мной новые тренировочные технологии я, устроившись на работу тренером по мини-футболу в СДЮШОР,  собрал мальчишек гоняющих мяч по дворовым спорт площадкам и стал обучать их по-новому.
Моя старшая группа, 15-16 летние ребята, тренировались по новым обучающим методикам и  через полгода в мастерстве превзошли более старшую группу другого тренера, которая занималась мини-футболом в СДЮШОР уже три года.  Обязательно стоит отметить, что условия для тренировок у нас были далеко не идеальные. Больше половины тренировочного времени мы занимались на бугристой асфальтовой площадки обычной общеобразовательной школы. Да и в СДЮШОР нам выделили тоже не лучшую, покрытую резиновыми квадратами  площадку. Изредка «по-партизански» (пока руководство не видит), мы тренировались на  ровной покрытой спортаном площадке. Но это было не часто.  И всё же мои мальчишки очень быстро прибавляли в мастерстве.  К тому времени я уже чётко знал, что главное в обучении это не условия, а учебный  материал и то как обучаешь, то есть система непосредственного обучения или проще передача знаний от учителя ученику. Только это умение передавать знания ученикам является самым главным и решающим фактором, определяющим успех в любом обучении.  Организация же занятий  и условия, в которых они проводятся, тоже имеют значение, но не решающее.
Через полгода,  отделение мини-футбола расформировали и с этими мальчишками я больше не занимался. И всё же, отрадно было сейчас увидеть, что навыки,  полученные ими на тренировках по новым обучающим методикам,  сохранились до сих пор почти не изменёнными лишь с коррекцией на возмужавшее тело.  

А теперь  рассмотрим возможность и необходимость  реформы системы подготовки футболистов в российском футболе. Итак, любая реформа осуществляется тогда, когда в предыдущей старой системе уже невозможно добиться нового результата. Но относительно российского футбола возможности существующей организационной системы обучения футболу далеко не исчерпаны. 

Реформа системы обучения футболу  должна ориентироваться на параметры результата,  достижение которого эта реформа должна обеспечить. И здесь сразу же возникает вопрос. Какой конкретный результат нужно получить,  реформируя данную систему обучения? Как только задан этот,  что ни на есть самый конкретный вопрос по параметрам достигаемого результата, так и не услышишь ни одного тоже конкретного ответа на него.  И во множестве предлагаемые специалистами и просто любителями футбола идеи о реформировании системы обучения футболу, тоже не несут в себе ни какой конкретики. Всё в этих предлагаемых реформах сводится к общим фразам: об увеличении числа занимающихся футболом, об условиях занятий, о поиске талантов, об обеспечении тренировочного процесса,  о воспитании хорошего человека, об изменении системы обучения, при этом до конца не понимая смысла данного понятия, и ещё целая масса «ценных» идей по реформированию системы подготовки российских футболистов предлагается новоявленными  реформаторами.  Но  эти многочисленные и разные предложения реформы обучения футболу не отвечают на главный и определяющий спортивное мастерство вопрос  – каким конкретным  спортивным параметрам должен соответствовать молодой футболист, чтобы он мог стать хорошим профессиональным футболистом?  Если  в предлагаемых  критериях реформы нет конкретных параметров результата,  который может обеспечить предлагаемая реформа обучения футболу, то такую предлагаемую «реформу» не надо даже рассматривать, так как в ней нет главного  предмета обсуждения,  то есть  в ней отсутствует  конкретный результат (продукт со строго определёнными качествами), который будет получен в результате такой непродуманной реформы.  

Как пример, одну систему обучения мы уже реформировали, это российская система  образования. В результате «реформы»  одной из лучших системы образования  мы опустились  на двадцатом месте в мире.  Хорошо реформировались? И нужны ли были эти реформы? Конечно, нет. Достаточно было бы всего лишь изменить, и то не полностью,  информационное содержание учебного материала, что бы он соответствовал современным  научным взглядам на мир.  Это нормальный естественный процесс в любом обучении,  обновление изучаемого учебного материала который не требует изменения самой системы образования.

Десятки лет потребовалось на становление и доведение  советской  системы обучения до одной их лучших в мире. И вот,  необдуманные не проанализированные реформы всего лишь  за несколько лет отбросили нашу систему обучения с ведущих позиций далеко назад.  Такая же участь может постигнуть и современную систему подготовки футболистов в России.  Нужны не реформы всей системы обучения футболу, а продуманное  и хорошо просчитанное  качественное изменение содержания учебного материала и обучение тренеров новым навыкам непосредственного обучения  учитель –  ученик.  С первой задачей больших проблем возникнуть не должно, спортивные навыки лучших футболистов мира,  вот тот ценнейший учебный образчик,  которому нужно обучать.  Вторая же задача, новые навыки непосредственного обучения,  гораздо сложней первой и до сих пор являются пока неразрешимой проблемой  в российском футболе. На практике оказалось, что не сложно  выделить  наиболее высокоэффективные футбольные двигательные навыки, а сложно обучить им учащихся различных спортивных школ.  Именно передача знаний от учителя к ученику, в футболе от тренера к футболисту, стало неразрешимой  задачей, с которой не могут справиться ни в одной российской футбольной школе, и ни в одном нашем футбольном клубе.  

Ошибочно посчитав повышенную предрасположенность некоторых детей к самообучению спортивным движениям  футбольным талантом,  селекционеры стали приглашать их на обучение в футбольные школы. Такая предрасположенность позволяет им до определённого возраста! выделяться среди своих сверстников.  Но,  по мере взросления,  появляется необходимость развития  физических и иных спортивные качеств уровень которых в будущем  и будет определять дальнейшее развитие профессионального мастерства того или иного футболиста.  А эти качества, из-за своей сложности уже не могут развиваться только за счёт самообучения. Здесь на первое место выходит обучение учитель – ученик и конечно при этом главная роль отводится именно учителю, в футболе тренеру. Именно от тренера от его знаний,  от его способности обучать будет зависеть уровень мастерства,  который достигнет  обучаемый им ученик.  Какие бы реформы системы обучения футболу ни проводить, всё в конечном счёте,  будет определяться  уровнем профессионального мастерства тренеров,  которые буквально вкладывают, если конечно умеют это делать, необходимые знания в обучаемых им футболистов. А это значит, что  любая реформа обучения,  если она не направлена на развитие  центрального звена обучения  учитель – ученик, обречена на провал. 

Теперь рассмотрим,  как непосредственно на практике обстоят дела в системе обучения футболистов в российском футболе относительно этого определяющего звена.  Первым делом  определим,  какой уровень учеников занимающихся футболом в российских футбольных школах. А уровень он такой же как и в остальном футбольном мире.  Наши шестнадцатилетние футболисты играют на равных с любыми соперниками их возраста.  В этом году выиграли чемпионат Европы.  Но что же происходит с ними дальше. А дальше,  происходит то,  о чём было сказано выше.  Из-за  сложности  во всех компонентах «взрослого»  футбола,  молодые хоть и талантливые футболисты не могут уже сами освоить эту сложнейшую спортивную игру так чтобы стать высококлассными футболистами.  Им для этого совершенно не хватает необходимых знаний, которые есть у тренера. Это естественно, ведь они ещё ученики.  Вот мы и подошли к ключевому вопросу реформы обучения. А вопрос в том,  что нужно сделать, чтобы более эффективно передавать знания от учителя, то есть от тренера к футболисту?

Исходя из вышеизложенного,  вывод напрашивается сам собой это –    цель реформы системы обучения футболу это повышение уровня профессионального мастерства  тренеров по футболу.  Тут же могут возразить, что повышением  профессионального  уровня тренеров в  российском футболе занимаются региональные центры  повышения квалификации тренеров. Все футбольные тренеры, работающие с детьми и молодёжью, через определённое время должны подтвердить или повысить свою квалификацию на курсах которые регулярно проводятся в таких региональных центрах.  Всё казалось бы хорошо организовано в таких центрах, кроме одного, учебный материал на таких курсах  устаревший. Для достижения успеха в вопросе переобучения тренеров необходимо давать им новые современные знания.  Но тут же возникает второй вопрос, что это за новые знания и где их взять.  А нигде их так просто не возьмёшь. Потому как никто не будет делиться с потенциальными соперниками тем,  что позволяет своим футболистам достигать успеха. А в футболе все являются  потенциальными соперниками.  В современном большом спорте всё более явным становится тот факт, что успех в спортивном соперничестве разных стран всё больше зависит от  внедрения в тренировочный процесс своих спортсменов новых более эффективных тренировочных технологий.  И напрасно ездят наши футбольные специалисты за границу перенимать успешный опыт развития футбола в той или иной стране с надеждой,  что им там всё «расскажут и покажут». Да, как организована система обучения вам покажут с удовольствием, но  никто, повторяю,  никто, просто так,  вас не  ознакомит  с теоретическими  обоснованиями  применяемых ими тренировочных технологий. А без этого (знания теоретических обоснований), даже если вы увидели на  практике новые методики, то успеха от их применения у себя, всё равно не будет.  Что толку применять то,  о чём не знаешь, как оно внутри  работает.   

Для того, чтобы знать как составлять учебные программы для новых тренировочных технологий, какие методики использовать на занятиях, как  планировать тренировки и их содержание,  периодичность, нагрузки, и ещё массу параметров, которые нужно учитывать для организации нового тренировочного процесса обязательно необходимо узнать о том,  какие новые теоретические разработки лежат в основе новых тренировочных технологий применяемых в том или ином успешном футбольном клубе или академии.   

В который раз приходится повторять, что в современном спорте соперничество   в первую очередь уже идёт  на уровне тренировочных технологий, по которым подготавливали спортсменов.   Талантов же везде хватает.   В основе всех успешных тренировочных технологий лежат новые научные знания о человеке. Постоянно наукой открываются новые более полные  знания об устройстве человека, и поэтому для успеха в спорте необходимо постоянная коррекция тренировочных технологий с новыми открытиями в области познания человека. Сейчас  в науке о человеке сделаны открытия, благодаря  которым можно поменять многое в тренировочном процессе и успеха  достигать гораздо быстрее и надёжнее.  Такие новые открытия позволяют по-другому взглянуть на процесс формирования двигательных навыков в спорте, и на основе этого нового научного взгляда создавать  тренировочные технологии,  позволяющие более быстро и качественно обучать футболистов.  

Видео тренировок по скоростной технике футбола:
http://www.youtube.com/channel/UCuKMUX0I3donfU8kp8ysXQw?feature=mhee   

1 комментарий:

  1. Очень познавательно, а когда смотришь футбол где-нибудь на http://soccerlivehd.com/online/ и не догадываешься о таких тонкостях тренерской работы.

    ОтветитьУдалить