Руководители мирового, а тем более европейского футбола заявляют о своём желании, начиная с 2014 года, ограничить клубам покупку высококлассных футболистов в определённых пределах. А это значит, что ведущим российским клубам из-за невозможности приобретать в достаточном количестве и нужного высокого класса иностранных футболистов, для сохранения своего высокого статуса придётся серьёзно заняться подготовкой своих высококлассных футболистов. И кто раньше поймёт, что самым сложным в работе футбольного клуба является подготовка своих молодых высококлассных футболистов и сумеет уделить решению этого вопроса достаточно внимания тот и сохранит свой статус ведущих клубов России. Здесь же сразу возникает вопрос, по каким тренировочным технологиям подготавливать современных футболистов. По тем тренировочным технологиям, что применяются сейчас, подготовить высококлассных молодых футболистов в достаточном количестве не получается. По своей сути тренировочные технологии, применяемые ныне в российских школах футбола это уже устаревшие технологии, показавшие свою неспособность готовить современных футболистов высокого уровня. Два-три достойных молодых футболиста в сезон на все шестнадцать команд премьер лиги это совсем мало. Это один клуб должен готовить в год столько высококлассных молодых футболистов, а не вся премьер лига. А для этого необходимо в клубах кардинально поменять технологию подготовки молодых футболистов, при этом, существенно не меняя саму структуру подготовки. То есть, где и как учить, вопрос во многих клубах решён достаточно хорошо, а вот чему учить, вопрос остался по сей день не решённым. Оказалось, что при желании и наличии средств, построить современные тренировочные футбольные базы и создать на них структуру футбольных академий не сложно. Сложным и пока нерешённым ни в одном российском клубе оказался вопрос поставить подготовку высококлассных молодых футболистов на поток. Об этом все только мечтают. Но чтоб эти мечты стали реальность нужно только одно – новые тренировочные технологии, позволяющие гарантированно готовить молодых высококлассных футболистов. А это как оказалось на деле, и есть самая большая и нерешаемая по сей день проблема. Высказывающиеся же мнения о том, что в России якобы мало талантливых детей совершенно не верно. Игроки наших детских команд на международных футбольных турнирах ни чем не отличаются от детей других стран, но почему-то впоследствии те становятся высококлассными футболистами, а наши нет. Почему? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Проанализировав различные системы программирования тренировочного процесса в футбольных спортивных школах легко увидеть, что по своей внутренней сути нынешнее программирование тренировочного процесса в детской спортивной школе такое же, как и полвека назад. Время показало, что на современном этапе развития футбола программирование тренировочного процесса должно кардинально измениться в сторону приоритета развития тех спортивных качеств, которые наиболее соответствуют формированию двигательных навыков необходимых именно современному скоростному футболу. Основой основ такого программирования должна стать модельная характеристика современного идеального футболиста. А это значит, что всем детям занимающихся футболом, с перспективой стать профессиональными футболистами, нужно в обязательном порядке насколько возможно прививать идеальные качества идеального футболиста. Идеала на практике в мире ни в чём нет и быть не может. Достижение идеала это конец развития, а такого быть не может в принципе. Но идеал служит тем репером, в сторону которого и должно идти развитие. И тот, кто правильно определил идеальные черты идеальной модели и соответственно перестроил подготовку своих молодых футболистов тот и будет доминировать в современном футболе.
Всемирный закон развития – это движение в сторону наименьшего сопротивления. В науке этот закон рассматривается, как закон наименьших трат энергии, а в обыденном понимании это закон лёгкости. На заре становления футбола этому закону соответствовала система дворового футбола. Футболистами становились те, кто к этому больше всего предназначен в силу своих природных качеств, а значит, футбол им давался легко, и они наслаждались игрой, получая от этого истинное удовольствие, которое неосознанно передавалось зрителям битком заполнявших трибуны футбольных стадионов.
Но со временем, верх одержала идея, что футбол это тяжелейшая и сложнейшая работа и соответственно этому нужны тяжёлые тренировочные нагрузки. В результате , игра под названием футбол превратился в тяжёлый работу, которую выполняют футболисты на футбольном поле во время игры. Всё больше игр стало соответствовать этому критерию. Естественно, что такой футбол потерял свою привлекательность, превратившись из красивой захватывающей игры, в соревнование атлетов соревнующихся в том кто кого перебегает и переборет. Такая игра стала не интересна для болельщика, и мы видим, что игры чемпионатов стран, где культивируется такой футбол, проходят при полупустых трибунах. Большинству болельщиков неинтересно смотреть на то, как футболисты вместо того, чтобы показывать захватывающий красивый спортивный спектакль под названием футбол, «пашут» на футбольном поле. Смотреть на «пашущих» футболистов не интересно и быстро надоедает. Отсюда и низкая посещаемость таких футбольных матчей. Такое состояние, к примеру, российского современного футбола стало потому, что ранее неправильно было определено направление будущего, а для нас сегодняшнего, развития футбола. Те же страны и клубы, которые заранее правильно определили, какой футбол будет востребован в нынешнее время, и также заранее, сумели перестроит систему подготовки своих футболистов, развивая спортивные качества, которые сейчас так востребованы в современном футболе добились лидирующих позиций в современном футболе . Примером такого предвидения развития современного футбола может служить Германия полностью омолодившая состав своей сборной и главное показывающая великолепный современный футбол. Из клубов стоит несомненно отметить, такие клубы как Барселона и Манчестер-Юнайтед, собирающие на свои игры полные трибуны болельщиков на громадных стадионах и ещё большую аудиторию телевизионных болельщиков по всему миру.
При всём при том, что игроки вышеозначенных клубов за игру выполняют массу высокоскоростных двигательных действий, показывая при этом великолепную скоростную технику владения мячом, сами получают эмоциональном удовольствие от своей игры. Заражая таким удовольствием и зрителей. Отсюда и полные трибуны. Зритель ходит на футбол получить удовольствие и, наблюдая игру этих команд, он его получает.
Но как же вырастить таких футболистов и почему они появляются везде кроме России? Если посмотреть на основной состав игроков команд российской премьер-лиги, то любой, даже не специалист футбола скажет вам что лучшие игроки наших команд это иностранцы. Но ничего отрицательного в этом не было бы, если бы «на подходе» были молодые российские игроки достаточного уровня, которые со временем смогли бы вытеснить из составов большую часть иностранцев. Но вся беда в том, что, не смотря на значительное увеличение количества детей и юношей, занимающихся футболом, объективный уровень их нынешней спортивной подготовки не позволит им в ближайшем будущем остановить процесс засилья иностранцев в российском футболе. А те предложения, что надо сократить до минимума количество иностранцев в российских клубах, проблему подготовки резерва не решат совершенно. Если будет мало иностранных игроков, то что, уровень наших молодых игроков сразу повысится? Нет конечно. Приходиться констатировать тот явный факт, что вся проблема низкого уровня спортивной подготовки молодых российских футболистов обусловлена низким уровнем обучения в детско-юношеских спортивных школах России.
Уровень обучения футболистов складывается из трёх основных и обязательных составляющих процесса обучения.
Первое, это условия занятий. Ну, с этим сейчас в России не хуже, чем у других стран. А если взять пример с академией футбола футбольного клуба «Краснодар», то можно сказать, что условия, созданные в этой детской академии футбола одни из лучших и не только в России.
Второе, это уровень преподавания. В России он не хуже и не лучше чем в других странах. Здесь мы, всего лишь не отстаём. Но надо уже сейчас осваивать новые прогрессивные методы обучения.
Главное же наше отставание в третьей основной составляющей учебного процесса, это низкий уровень учебного материала преподаваемого в детско-юношеских школах России.
Из вышесказанного сам собой напрашивается следующий вывод: в хороших условия, неплохо учим, но не тому! И, чем больше будем «стараться учить», тем больше труда будет впоследствии затрачено на переобучение молодого футболиста во «взрослом футболе». Выход из этой создавшейся ситуации один: в корне изменить содержание учебного материала и методы его преподавания в детско-юношеских футбольных школах. Надо решительно уйти от не оправдавшей себя практики обучения двигательным навыкам, не применяемым в самой игре. Это касается всех видов спортивной подготовки футболиста. Масса учебного времени тратиться на буквальное «вдалбливание» того, что потом не применяется в игре. Но также вредны и те хорошо заученные, но не эффективные двигательные навыки в современном футболе. По сути именно они и определяют низкий уровень наших молодых футболистов. Физическая зажатость и отсутствие скоростной техники владения мячом не позволяют юным футболистам быстро осуществлять свои технико-тактические действия. Даже если футболист быстро принял правильное решение, то его ещё надо исполнить. А с этим как раз и проблема. Поэтому такие футболисты принимают только те тактические решения, которые они могут выполнить в силу их технической и физической подготовки. А так как уровень этих подготовок не высок, то и тактика будет соответствующей. Главное это не то что футболист задумал, а то, что он исполнил. Задумать можно всё, а вот практически исполнить в игре можно только то, на что способен футболист технически и физически. А способен, особенно технически, выпускник спортивной школы «на многое»: Он умеет хорошо жонглировать мячом, обводить стойки, не игроков нет, стойки, он в принципе неплохо бьёт по неподвижному или медленно катящемуся мячу и остановить мяч он тоже может, только стоя на месте, а не на большой скорости. И ещё много чего в технике умеет выпускник футбольной школы. Но лучше всего он умеет технично выполнять то, что в самой игре не применяется вообще или применяется, но редко. Но самая большая беда для выпускника в проявлении своих технических способностей это присутствие на футбольном поле во время игры соперников. Это они «виноваты» в том, что «техничный» выпускник футбольной школы не может во время игры проявить свои хорошо выученные технические навыки. Они мешают. Если бы они стояли неподвижно «как стойки», или в крайне случае ходили пешком по полю, главное чтоб не мешали, вот тогда бы молодой футболист смог хорошо проявить бы свою «высокую» техническую подготовку, освоенную в современной российской футбольной школе. Проявил бы обязательно, но, как оказывается на деле, соперники всё-таки мешают. Они быстро бегают, толкаются, выбивают мяч или перехватываю его, а ещё хуже, просто отбирают мяч. Ну как тут проявишь свои технические способности, освоенные в футбольной школе.
Но если серьёзно, то, вся техническая подготовка в футбольной школе должна исходить именно из игровых технических потребностей современного и будущего футбола. Только сама скоростная игра должна стать тем «заказчиком» игровых технических навыков, которыми должен обязательно хорошо обладать выпускник футбольной школы. И этому есть следующее научное объяснение.
Старые системы формирования спортсмена были построены на том, что тело само себя построит, только выполняй правильно нужные физические упражнения. И до сих пор основная масса современных «научных» работ посвящённых спорту, исходит их этого устаревшего по своей половинчатости взгляду на человека, как на бездушное биологическое образование.
Тренировка человека это тренировка психики человека по управлению своим телом и обменными процессами в этом теле, а обучение двигательным навыкам это формирование психических программ по управлению телом. И какие программы усваивает тот или иной спортсмен, то только они и ни какие другие, управляют им в его спортивной деятельности. А поэтому всё программирование тренировочного процесса должно исходить из фундаментального положения о приоритете психики как изначальном управляющем начале абсолютно всей практической деятельности человека. Без управляющего начала психики тело человека даже не сдвинется с места. Необходимо понять простую истину, что всё вначале происходит в мозгу у человека, там начало всех начал, а тело только проявляет на видимом физическом уровне процессы, происходящие в мозгу у человека. Тело человека без управления мозгом, в своих движениях абсолютно не самостоятельно. Повторяю, если мозг не примет никакого решения, то тело даже не пошевелится. И обучать чему либо, нужно не тело, а мозг, управляющий этим телом. Обучение двигательным навыкам это внедрение новых информационных программ в общую информационную структуру человека, управляющую на изначальном уровне абсолютно всеми движениями тела человека. И успех в обучении определяется тем количеством и качеством нужных новых информационных программ управления своим телом, которые усвоил тот или иной обучающийся.
Но почему-то это настолько ясный и понятный взгляд на природу человеческой сущности, всем тем кто хоть немного разбирается в вопросе психического устройства человека, не нашёл до сих пор достойного приложения в системе обучения спортивных школ. До сих пор пишутся научные труды, в основе которых лежат, более полувековые взгляды на систему формирования физических качеств и навыков без приоритета психики. Главное в этих трудах это мысль о том, что если «правильно» подобрать упражнения и «правильно» их много раз повторить с «правильными» интервалами, то можно воспитать высококлассного спортсмена. Примерно так и работают до сих пор все наши спортивные школы, в том числе и футбольные.
По последним данным футболом в России занимаются около полумиллиона человек. Громадная цифра. И, казалось бы, Россия не должна испытывать дефицита в высококлассных футболистах мирового уровня. Но их не просто не хватает, их вообще нет. Вывод: существующая система подготовки футболистов, базирующаяся на старой системе взглядов на подготовку спортсменов, не позволяет вырастить высококлассного футболиста. И здесь количество занимающихся не имеет значения, хоть десять человек, хоть десять тысяч, хоть полмиллиона все они занимаются по одной и той же с небольшими вариациями (выдаваемые за новые тренировочные технологии) старой системе обучения футболистов. В результате, к окончанию периода становления мастерства мы имеем футболистов, обладающих спортивными качествами уже не пригодными для современного большого футбола в лучших его проявлениях.
Современный высококлассный футбол это скоростной футбол, требующий высокой скорости обработки окружающей информации и такого же быстрого ответа на постоянно меняющиеся ситуации на поле. А так как всем в человеке управляет психика, то, только именно её первоначальное развитие позволяет вырастить хорошего футболиста. А тело? Повторяю, тело выполнит всё, что сможет «приказать» ему его психика.
Ошибка в понимании сущности психической подготовки состоит в том, что всю психическую подготовку воспринимают как развитие всего лишь определённых психических качеств. Но если посмотреть на изначальный уровень, такой подготовки как физическая, то окажется, что в основе её тоже лежит психическая составляющая, развитие которой и обеспечивает уровень физических качеств определённого спортсмена. При развитии абсолютно всех физических качеств человека, вначале развиваются структуры мозга управляющие обменными процессами в мышечных клетках подчинённого ему тела. Более того, даже генетический уровень клетки и тот в основе своей вторичен по отношению к психике человека. Генетический уровень, это тоже исполнительный уровень, запускающий «строительство организма человека» по программам, усвоенным психической составляющей данного человека. Да в основе процесса строительства клетки лежит первоначальная генетическая программа. Но эта программа постоянно коррелирует с программами психики осуществляющими управление клетки и каждая новая клетка уже в чём-то не похожа на старую клетку, которую она заменила. Исследования австралийских учёных по изучению энуклеальных клеток показали, что живая клетка тела, из которой было удалено ядро, содержащее генетическую программу, не умирает, а продолжает функционировать нормально, правда до тех пор, пока не потребуется замена повреждённых органов клетки или её размножение. Теория же о всё определяющей роли гена оказалась не верной. Ген оказался тоже управляем психикой. По-другому, и быть не может. Именно изменения в информационной программе изначальной психической сущности человека коррелирует генетическую программу клетки, а не наоборот. А значит и уровень физической подготовки спортсмена, закрепляемый на генетическом уровне , будет в своей основе определятся, тоже на психическом уровне. Отсюда и неверный взгляд на то, что селекционная работа является главной и определяющей, на то, что главное найти генетически одарённого мальчика, и он обязательно станет высококлассным футболистом. На практике же мы видим, что это далеко не так. Генетическая предрасположенность к какому-нибудь виду деятельности, это лишь потенциал который можно развить, а можно и загубить неправильным обучением. Целая армия спортивных селекционеров по всей России отыскивают, находят и отдают в футбольные школы на обучение генетически одарённых для футбола детей, которые в результате обучения, усвоив то, чему их учили в футбольной школе, высококлассными футболистами так и не стали. Вопрос. Почему не стали? Ответ – чему научили тем и стали. Никто не отрицает, селекционная работа важна и необходима, но это всего лишь полдела, так сказать начало, главное же будет потом. То, чему его научат в футбольной школе, и будет главным и определяющим показателем классности футболиста.
Стоит добавить, что и техническая подготовка футболистов, являющаяся системой двигательных навыков, в основе своей, является именно психическими навыками, которые и управляют телом соответствующим образом. И если у футболиста плохая техническая подготовка, то значит, на этапе обучения в психику занимающегося футболом была внесена («вдолблена»), неверная программа управления телом для работы с мячом. Это касается как тех технических навыков, которые уже не нужны в современном скоростном футболе, так и различных «вспомогательных» упражнений которые вообще не применяются во время игры.
А о тактической подготовке футболиста, вообще можно сказать, что это чисто психическая подготовка. Это внесение в психику человека программ двигательных действий в зависимости от игровых ситуаций, складывающихся во время игры. Содержание этих программ определяется общим развитием самой игры и естественно теми тактическими схемами, которые изучали в футбольной школе.
Теперь, когда стало ясно, что в основе всех физических навыков человека лежит психический уровень, а именно: все физические навыки человека – это проявление на физическом, то есть на вещественном видимом уровне, скрытых психических процессов человека обусловленных информацией , составляющей содержание изначальных программ психики управления телом, то можно смело говорить, что вся подготовка любого спортсмена в основе своей это психическая подготовка в самом широком смысле.
В узком же смысле, психическая подготовка спортсмена – это развитие тех психических качеств, которые необходимы спортсмену именно в его спортивной деятельности. Одним из главных таких психических качеств почему-то принято считать до сих пор, такое качество, как «сила воли». При этом мало кто понимает, что это качество психики часто наносит больше вреда человеку, чем пользы. По сути своей «сила воли» насильно заставляет тело выполнять работу, преодолевая психическое состояния «не хочу» или «не могу» которые часто служат защитным барьером, не позволяющим чрезмерно перегружать своё тело. А в состоянии «не могу, но надо» при хорошо развитой «силе воли» можно вообще нанести немалый вред своему телу. Казалось бы, тупик – при слабой силе воли ничего не достигнешь, при хорошо развитой силе воли можешь навредить своему телу, что часто и наблюдается при запредельных нагрузках. В чём же выход. А в том, что в человеке существует и другое психическое качество намного полезнее и эффективнее «силы воли» – это «интерес».
Интерес – это сложное состояние психики, направляющее и непроизвольно удерживающее внимание человека на определённом виде деятельности, путём активации внутренней потребностью определённо направленных, мыслительных процессов. Это по-научному, но сложно и не всем понятно. Понятней же будет следующий вывод, сделанный из этого определения интереса: людьми правит интерес, а детьми тем более. Отсюда, для успеха любой человеческой деятельности и занятиями футболом в частности должны проходить таким образом, чтобы вызывать у занимающихся футболом состояние интереса.
В системе подготовки юных футболистов формирование состояния интереса в первую очередь определяется профессиональной предрасположенностью тренера для работы с детьми. Талантливый тренер может так организовать и провести занятие, что даже самый неинтересный учебный материал станет интересным, а значит, будет усваиваться легко. Объясняется это тем, что при интересной деятельности задействовано в основном непроизвольное внимание, которое намного эффективнее произвольного внимания, которое нужно постоянно поддерживать силой воли. Да, именно состояние интереса без всяких усилий мобилизует системы организма необходимые для осуществления именно того вида деятельности на который направлен интерес.
Проведённые исследования показали, что на одни и те же двигательные действия спортсмен в зависимости от своего психологического состояния обусловленного психической установкой тратит разное количество энергии. Так если спортсмену была дана установка, что упражнение, которое он выполняет это тяжёлое упражнение, то на него тратилось гораздо больше энергии, чем на похожее по нагрузке, но установка была дана, что это легко. Это объясняется тем, что при определённых психических установках активируются соответствующие этим установкам программы двигательных действий. Если сказано, что тяжело и человек этому поверил, то естественно будут активироваться программы двигательных действий соответствующих чувству тяжести. А если сказано легко, то будут задействованы программы соответствующие чувству легко. Это подтверждается и тем открытием, что при определённых мысленных процессах мозговые структуры выделяют нейропептиды мозга (биохимические регуляторы), которые активно влияют на регуляцию состояний организма человека соответственно полученной психической установки. А это значит, что психическая установка проявляется не только на психическом, но и на биохимическом уровне осуществляющим физиологические процессы.
Состояние интереса, в основном и легче всего, возникает на значимую для человека информацию, вызывающую в нём положительные эмоции. Мы так устроены. Всегда стремиться к приятному для себя. Поэтому, если тренировка футболиста соответствует двум критериям: интересно и приятно, то занимающиеся всегда будут получать удовольствие от своей тренировочной деятельности. И такая тренировка намного эффективней в плане обучения, роста спортивного мастерства, сохранения и укрепления здоровья и конечно гармоничного развития учащихся футбольной школы.
Необходимо отметить, что некоторые вышеприведённые теоретические обоснования, были изложены здесь лишь для того чтобы показать приоритет психики во всех действиях человека. И может на первый взгляд показаться, что переход на обучение футболистов в спортивной школе на приоритетное развитие психики сложен и поэтому не приемлем. Но могу уверенно, потому, как практически неоднократно проверено, заверить, что это сложно только в теории, а на практике всё гораздо проще и легко применимо. Главное, что не меняется сам процесс обучения. Условия занятий и структура преподавания остаётся прежней, да и методы обучения в массе своей остаются прежними. Меняется только содержание учебного материала и способы его изложения. А это перестраивается легче и быстрее всего, не требуя ни каких дополнительных изменений в самой структуре футбольной школы.
Итогом такой перестройки работы спортивной школы является то, что тренировки из тяжёлой и сложной работы превращаются в лёгкое и приятное занятие футболом, дающее гораздо больший и быстрый тренировочный эффект, что, в конечном счёте, самым благоприятным образом сказывается на уровне профессиональной подготовки современного футболиста.
Тренировки же, где психологический фон отрицательный, а так занимаются сейчас все российские футбольные школы, в принципе малоэффективны. Человек, а тем более дети, всегда старается уходить из отрицательной психической ситуации, в которой он находиться. Мало того он старается не запоминать, вернее не усваивать те отрицательные состояния в которых он испытывал дискомфорт. Природа предусмотрела этот защитный механизм, для того, чтобы человек сам себя не разрушал. А что мы имеем на практике. Учащемуся футбольной школы постоянно пытаются навязать, что на тренировках «надо пахать, пахать и пахать», и что, только так можно стать хорошим футболистом. И что же в результате мы имеем от такого настроя. Сразу же после тренировки память старается минимизировать влияние тех отрицательных состояний, которые учащийся испытывал на тренировке, а именно она их старается не запомнить. А так как в основе всех двигательных навыков человека лежат психические процессы, то естественно, то чему обучалось на тренировке в отрицательном эмоциональном состоянии, будет запоминаться с большим трудом. А если, что и запомнилось, то человек будет стараться к этому отрицательному состоянию не возвращаться. Но и это, только часть негативных последствий отрицательных эмоциональных состояний испытываемых учащимся на тренировке. Главное негативное последствие состоит в том, что в результате таких тренировок, не происходит достаточных изменений в физиологических системах тела человека, а значит, и не достаточно развиваются адаптационные изменения организма занимающегося. Из сказанного стоит сделать вывод, что спортивные тренировки, сопровождающиеся отрицательной эмоцией малоэффективны, и абсолютно неприемлемы в современной системе подготовки профессиональных футболистов. Но на практике работы современных российских футбольных школ наблюдается всё та же старая система подготовки футболистов, определяющаяся одним словом «пахота» в самом неприятном значении этого слова. И даже привлечение на работу в детских футбольных школах иностранных «специалистов футбола» (почему-то невостребованных у себя на родине) не изменило ситуацию. Вся та же «пахота» только на иностранный манер и те выпускники, которые обучались в футбольных школах, руководимых иностранными специалистами футбола, ничем не отличаются от выпускников подготовленных российскими тренерами. А это подтверждает тот факт, что к нам едут далеко не лучшие иностранные специалисты футбола со своими такими же не лучшими системами обучения футболистов. И если приглашение какого-то иностранного главного тренера в главную команду футбольного клуба ещё можно понять, то приглашение иностранных тренеров среднего уровня для подготовки юных футболистов ни чем кроме «пиара» не оправданно. Разрекламированные иностранные «футбольные специалисты» проводят такие же тренировки, как и многие российские опытные детские тренеры, только зарплата у иностранцев в несколько раз выше и условия им создают лучшие. Схема приглашения и работы такого иностранного специалиста следующая. Приглашается «какой-нибудь» иностранный специалист футбола из страны, где футбол хорошо развит, который написал «какую-нибудь» книгу по «теории футбола» и ничего что эта книга больше похожа на художественную литературу, чем на научную, кто из руководства клуба сейчас в этом разбирается, главное что «книгу написал». И, конечно ставят такого специалиста руководить всей подготовкой юных футболистов в футбольном клубе, наделив его соответствующими полномочиями. И он начинает «управлять процессом» подготовки футболистов по своей системе. Для начала, убрав из школы опытных тренеров, «чтоб не тренировали по-старому», (на самом же деле избавляется от действительных конкурентов) набирает молодых неопытных тренеров и учит их тренировать «по-новому». Проработав, таким образом, несколько лет и не добившись успеха в главном, то есть в подготовке высококлассных футболистов и, обвинив в непрофессионализме обучаемых им же тренеров, он переходит в другой футбольный клуб, где всё начинает сначала по отработанной им же схеме. Главное в этой схеме, это вовремя уйти пока не стало ясно, что предложенная система подготовки футболистов ни чем в корне не отличается от других широко распространённых систем подготовки, а значит и не требует повышенных материальных затрат.
К сказанному можно добавить следующее, как можно надеяться на то, что плохо или вообще не говорящие на русском языке иностранцы, к тому же не знающие не нашей культуры, не нашего образа жизни, не нашего чуждого для них, российского менталитета лучше наших российских детских тренеров. Чему такому «великому» они могут научить наших детей, чего не знают наши лучшие опытные российские детские тренеры, получившие в своё (советское) время , действительно одно из лучших в мире, высшее спортивное образование.
Для полной ясности затронутого вопроса стоит обязательно отметить, что любой действительно высококлассный иностранный специалист футбола, разработавший свою современную эффективную систему подготовки высококлассных футболистов, а таких специалистов единицы! настолько востребован и обеспечен у себя на родине, что уезжать ему работать за границу, а тем более в Россию не приходиться. К нам же едут не востребованные в своих футбольных странах, а значит и не достаточно высокопрофессиональные специалисты детского и юношеского футбола.
В настоящее время во многих российских регионах стали появляться академии футбола с хорошей материально-технической базой и это конечно отрадное явление для всех любителей футбола. В такие учебные заведения собираются наиболее одарённые дети. Честь и хвала тем, кто строит такие детские академии и выделяет немалые средства на их содержание и работу. Искренне радуешься глядя на такие детские академии футбола. Единственное что сильно огорчает это занятия по старым тренировочным технологиям. Это, как по аналогии с автомобильным заводом, на великолепном оборудовании которого выпускались бы автомобили старых моделей. Никто не будет строить новый автомобильный завод, если не создана новая модель автомобиля. Так должно быть и с созданием новых академий футбола. Вначале разрабатывается модель современного футболиста и требуемые условия для его подготовки, а затем создается сама академия. А что мы имеем на практике. Больно смотреть как на великолепных полях при достаточном материально-техническом обеспечении (мячи, форма, обувь и прочее) проводятся тренировки уровня тридцати, а то и полувековой давности, а значит, развиваются спортивные качества соответствующие модельным характеристикам футболистов того времени. Не смотря на то, что в таких академиях пишутся свои методические пособия, даже выпускается соответствующая «научная» литература, нужного результата это не даёт потому как, всё это основано на старых взглядах на подготовку футболиста.
Глупо было бы отрицать, что академии футбола не нужны. Мало того, за ними будущее. Но в академии футбола на первом месте должна быть современная спортивная наука, не зря же она называется академией. Это как конструкторское бюро на заводе. Смогли конструкторы разработать конкурентоспособный товар, завод процветает, не смогли, завод в бедственном положении. То же самое и с академией футбола. Смогли в футбольной академии правильно определить модельные характеристики будущих футболистов, а так же способы их достижения, то такая академия с успехом выполняет главную свою задачу – подготовку высококлассных футболистов. Не смогли, то такая академия работает только на массовость занимающихся, выполняя тоже неплохую функцию нравственного воспитания и физического развития детей. Но разве для этого создавалась футбольная академия. Этим с успехом могут заниматься и другие, менее затратные спортивные детские учреждения.
Для успешного решения главной задачи футбольной академии – подготовка высококлассных футболистов, в ней самой должна быть здоровая конкуренция между различными тренировочными технологиями. Нельзя ждать годы, что бы понять качество применяемых тренировочных технологий. Структура академии позволяет опробовать сразу несколько тренировочных технологий и в кратчайшие сроки (несколько месяцев), определить наилучшую из них или на основе того лучшего что в них содержится создать свою новую тренировочную технологию. Но опять же стоит отметить, что нельзя доверять разработку лучшей тренировочной технологии только одному человеку, пусть он даже главный тренер футбольной академии. Хорошо если главный тренер академии терпимо относится к другим взглядам своих подчинённых на теорию тренировочного процесса и умеет убедительно с научных позиций теоретически обосновать правильность выбранной им тренировочной технологии. Хотя если тренеры сомневаются в применяемых в данной академии тренировочных технологиях, то это уже должно настораживать в плане пересмотра правильности, а значит и нужности этих тренировочных технологий. Категорически нельзя запрещать практически работающему детскому тренеру высказывать своё отличающееся, от принятого в данной академии, мнение по поводу применяемых тренировочных технологий. Если тренеры сомневаются в применяемых тренировочных технологиях, то это уже должно настораживать в плане высокой положительной эффективности этих технологий. Тренер, проводя по две-три тренировки ежедневно и наблюдая, у своих юных футболистов развитие тех или иных спортивных качеств в динамике их прироста, вполне, сам может определить качество применяемых в своей футбольной академии тренировочных технологий. И если какой-то тренер высказывает конструктивные критические замечания по поводу этих технологий, то необходимо ещё раз проанализировать их и убедиться в чём прав этот тренер, а в чём нет. И если необходимо, то нужно вносить в тренировочный процесс соответствующие коррективы. Это нормальный практический творческий процесс. Любая, даже хорошо теоретически разработанная, обучающая система обязательно требует практической доработки. А кто как не тренер, применяющий данную тренировочную технологию, может увидеть в ней те или иные изъяны. Поэтому нужно не только не запрещать тренеру обсуждать, применяемые им тренировочные технологии, а обязательно их анализировать и высказывать своё мнение по их дальнейшему улучшению. Общепринятый путь развития любой системы – это улучшение её слабых составных частей.
На практике же наблюдается обратная картина. Как только какой-то тренер футбольной академии высказал своё, в чём-то не согласное мнение, никто не разбирается прав он или нет, а сразу же принимаются «воспитательные» меры, вплоть до увольнения. Таким образом, показывают, что бы никто не смел иметь своего мнения, а кто и имеет, то пусть его держит при себе и помалкивает, иначе «вылетит» из футбольной академии. Работа такой футбольной академии, где заведены такие порядки, малоэффективна. Несогласными могут быть только творчески думающие, склонные к анализу тренеры, которые и определяют высокий уровень любой футбольной академии. Чем их больше, тем выше этот уровень. Но таких тренеров совсем мало, и избавляться от них только потому, что они посмели высказать своё мнение, непростительное расточительство так необходимыми высокопрофессиональными остро дефицитными кадрами. И на первом месте в любом футбольном клубе должна быть не селекция футболистов, хотя важности её никто не отрицает, а селекция тренеров. Но почему-то эта настолько очевидная мысль не находит своего практического применения. Надо чётко понимать, что самые лучшие тренировочные технологии без высокопрофессиональных тренеров не дадут того высокого результата, на который они рассчитаны. Практически наблюдая работу детских футбольных тренеров, приходится констатировать тот факт, что самым слабым звеном в подготовке высококлассных футболистов в России является не дефицит талантливых детей, а острый дефицит талантливых детских тренеров. И пока этот дефицит не будет преодолён, говорить о резком приросте числа высококлассных молодых футболистов в России не приходиться.
Эта проблема заключается в том, что за последние два десятилетия в связи с недостаточным материальным обеспечением детских футбольных школ и низкой заработной платой тренеров, была нарушена система отбора тренеров психологически предрасположенных для работы с детьми, то есть имеющих природный талант детского тренера. Как же решить эту проблему?
Выход из создавшейся ситуации один. Создавать при академиях футбола, небольшие (три, четыре человека) научные группы, которые на основе анализа всего лучшего, что есть в мире в вопросе подготовки высококлассных футболистов сами будут разрабатывать и внедрять, путём переобучения тренерского состава академии, свои современные высокоэффективные системы подготовки футболистов. Отличительной чертой работы такой научной группы, является высокая оперативность внедрения разрабатываемых методик, постоянство контроля и главное быстрая видимость результата, что позволяет тут же вносить необходимые коррективы в разработанную систему подготовки футболистов. Стоит отметить, что такая научная группа и тренерский состав академии работают в непрерывном единстве и, дополняя друг друга, творчески развиваются. Какие бы теоретические разработки не создавались только результат их практического применения, докажет их актуальность. А здесь уже подключаются к разработке высокоэффективных методик и сами учащиеся. Они должны чётко понимать, что и как усваивается ими на тренировочных занятиях и для чего это им нужно, а так же очень важно и их мнение о применяемых методиках. Только совместная заинтересованная творческая работа научной группы, тренеров и учащихся смогут достичь главного результата работы любой академии футбола – подготавливать высококлассных профессиональных футболистов.
23 ноября 2011г. А.Г. Курячий
Видео обучения скоростной технике футбола:
http://www.youtube.com/channel/UCuKMUX0I3donfU8kp8ysXQw?feature=mhee
Видео обучения скоростной технике футбола:
http://www.youtube.com/channel/UCuKMUX0I3donfU8kp8ysXQw?feature=mhee
Наши футбольные школы можно назвать фабрикой по утилизации талантов. Напишите книгу "Как загубить таланты" , сколько денег ежегодно осваивают ведущие футбольные школы, а на выходе НОЛЬ.
ОтветитьУдалить