пятница, 25 мая 2018 г.

ЧТО НУЖНО ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ВЫРАСТИТЬ ХОРОШЕГО ФУТБОЛИСТА


   Что нужно для того чтобы вырастить хорошего футболиста? А нужен  всего лишь  тренер, который УМЕЕТ!  из талантливого мальчика, а таких довольно много, вырастить высококлассного футболиста. Эти умения должны базироваться на соответствующих знаниях. Не может быть умений без знаний, потому как умения это проявленные знания. И здесь на первый план выходит соответствие знаний тренера реальным процессам обучения, при которых достигается поставленная задача. Если у тренера его знания не позволяют вырастить футболиста, то это неправильные, а чаще, неполные  знания. И не имеет значения, где работает тренер, хоть в обычной футбольной школе,  хоть в новейшей, отлично построенной академии футбола, результат  у каждого конкретного тренера всегда будет соответствовать его знаниям, проявляемых  практическими умениями.  
     
Как показывает практика, не очень-то важно, где тренер передаёт свои знания ученику, на не лучшем поле простой спортшколы или на великолепном газоне богатой академии футбола. Всё зависит от того,  какие футбольные знания тренер будет вкладывать в голову юного или молодого футболиста. А где он их будет вкладывать, не является определяющим фактором подготовки футболиста. Но, почему-то игнорирую определяющую роль тренера в подготовке футболиста,  в российском футболе пошли именно путём создания великолепных условий для занятий футболом, оставляя  процесс обучения таким «как везде».  Сейчас в России построено несколько отличнейших футбольных академий с большим количеством учеников. Создано несколько региональных центров подготовки футболистов. Да и просто футбольных школ, как государственных, так и частных,  у нас сейчас очень много, и их количество продолжает расти.       
      
Многим государствам находящихся в футбольном рейтинге сборных команд намного выше нас, такое количество занимающихся футболом и близко не достижимо. Но хоть количество занимающихся футболом у них намного меньше, а вот количество подготовленных футболистов высокого класса у них несоизмеримо больше чем у нас, потому, что ни академии готовят футболистов, а только те самые, что ни на есть, конкретные тренеры и больше никто. Всё остальное (условия занятий, проживания, питания и т.д.) это только вспомогательные факторы, но никак, не  определяющие. Поэтому шансы  достичь высокого спортивного уровня у юных футболистов, занимающихся в какой-нибудь распиаренной футбольной академии или в обычной спортшколе, определяются профессиональным мастерством тренера, у которого этот юный футболист тренируется.  Особенно ярко такое положение дел  проявляется в нашем российском футболе. Ну, настроили академий и центров, а где же результат, где высококлассные молодые футболисты? Такие большие затраты, а в результате ни то что высококлассных, а просто хороших молодых футболистов и тех нет. Когда строили академии, о тренерах даже и не думали. Набрали тех, что были свободны и начали готовить футболистов. Работают, работают, а заявленного результата и близко нет. И тут начали задумываться, что что-то в подготовке футболистов у них не так. Начали менять методики подготовки и организационное построение тренировочного процесса.  Результат тот же. Наконец-то дело дошло и до тренеров. Стали увольнять прежних тренеров и набирать новых. И опять нет нужного результата. А его и не может быть, потому, что уровень понимания тренером вопроса подготовки футболистов или иных спортсменов  будет зависеть от качества его (тренера) образования. А само качество образования тренера определяется не количеством усвоенной им информации, а  степенью соответствия этой информации, реальному устройству человека в плане овладения двигательными навыками. А с этой информацией в нашей спортивной науке пока нерешённая проблема. И сколько бы тренер ни усваивал предлагаемой спортивными учебными заведениями информации, практической пользы ему от этого мало.   
   
Абсолютное большинство специалистов футбола хоть и рассуждают о проблемах подготовки футболистов, но действительно реальными специалистами в этом вопросе на ПРАКТИКЕ не являются. Все их рассуждения  по данному  вопросу  это  довольно поверхностный и к тому же неправильный взгляд на самую сложную проблему футбола, как и всего спорта в целом, это подготовка профессиональных спортсменов высокого уровня. В футболе нет более сложного и так трудно решаемого вопроса,  чем подготовка хорошего молодого футболиста. Это настолько теоретически и особенно практически сложный вопрос, что, даже имея спортивное образование, большая часть молодых специалистов, немного поработав тренерами, оставляют это занятие. Причина простая. На практике они столкнулись с тем, что теория, которую им преподавали в институте,  оказалась не в состоянии объяснить, как же всё-таки на самом деле подготовить хорошего футболиста. Не желая самому искать ответы на вопросы, которые поставила перед ними их практика, основная масса молодых тренеров оставляет эту деятельность. А те, которые остаются, продолжают работать по тренировочным  технологиям, которым уже по несколько десятков лет как они были созданы. Понимая, что тренируя по-старому, хороших футболистов не подготовить, они надеяться только на то, что к ним придёт «звёздочка» (ну очень талантливый мальчик), которую как ни тренируют, он всё равно станет хорошим футболистом.
  
Просмотрев то мизерное количество наших молодых футболистов, которых  можно отнести к профессионалам своего дела, создаётся впечатление, что они это исключение из правил, по которым работает российский конвейер по подготовке посредственных молодых футболистов не готовых к большому профессиональному футболу. Каждый год все наши самые разнообразные футбольные школы, центры, академии и т.п. учебные футбольные заведения выпускают ТЫСЯЧИ! молодых футболистов. Да, большинство из них хорошо обучено футболу, но только не современному, а тому, что был лет тридцать-сорок назад. (Кто сомневается, что это действительно так, посмотрите записи футбола восьмидесятых годов и то, какой футбол показывают современные выпускники спортшкол – разницы почти нет). Но как показывает нынешняя практика, футболисты, обладающие хорошо заученными навыками прошлого футбола, современному футболу НЕ нужны!
   
Любые реформы подготовки футболистов должны строиться из того факта, что, для того чтобы подготовить именно современного профессионального футболиста обязательно надо, чтобы он обладал всем набором спортивных качеств востребованных в современном высокоскоростном  футболе. И здесь, опять же, как показывает практика, для формирования соответствующих спортивных качеств,  нужны другие высокоэффективные тренировочные технологии, а  по старым технологиям можно подготовить только тех футболистов, которые были востребованы в соответствующее прошлое время. Для каждого времени свои технологии. Это закон развития общества, и футбол в этом не исключение.  Являясь видом деятельности, где высокая степень внутренней и внешней конкуренции, мировой футбол постоянно развивается путём развития более эффективных спортивных качеств футболистов. А для развития таких новых спортивных качеств, состоящих из более эффективных двигательных навыков лимитирующих эти качества, нужны другие технологии их формирования. И именно в этом, в незнании новых высокоэффективных технологий формирования требуемых в современном футболе двигательных навыков и заключается та главная, и, пожалуй, единственная проблема в подготовке футболистов высокого уровня.    
  
Так как спортивные двигательные навыки, точнее их уровень и соответствие требованиям современного  футбола, является базовым лимитирующим фактором, определяющим спортивный потенциал любого футболиста, то отсюда совершенно ясный и понятный вывод: чтобы повысить игровой потенциал любого футболиста, совершенно необходимо, обучить его новым двигательным навыкам именно современного высокоскоростного футбола. Но тут опять же, приходим к тому, что для того, чтобы сформировать эти новые двигательные навыки, нужны другие тренировочные технологии, потому как практика показывает, что как ни тренирую по-старому, новое НЕ получается. Практика лучшего зарубежного футбола наглядно показывает то, что если есть хорошие технологии, то, есть и хорошие футболисты, а значит, есть и высокий уровень современного футбола.
  
Опять же, только на практике выявляется, что уровень футбола растёт только тогда, когда есть технологии подготовки футболистов обеспечивающие этот рост. Но эта явная прямая зависимость технологий подготовки футболистов и развитие новых спортивных качеств, почему-то не принимается во внимание нашими футбольными функционерами самых разных уровней.  Если бы они более пристально и критически взглянули на  проблему  прямой зависимости технологий подготовки и уровня спортивных качеств, то тогда бы, им стало более понятно, что их  усилия в подготовке высококлассных молодых футболистов  направленные на поиск супер талантливых детей и создание им великолепных условий для тренировок, без новых высокоэффективных тренировочных технологий, ожидаемого результата не дают. И ещё, им надо также знать, что талантливых детей много, но их футбольный талант ясно раскрывается только годам к 17-18, а то и позже. И именно в этот период совершенно необходимо обучать будущих профессиональных футболистов по-другому, иначе, чем сейчас. В этом возрасте ещё ничего не потеряно для молодого футболиста. Как раз наоборот. Футболистом становятся после того как сформировалось взрослое тело. А в период формирования взрослого  тела, легко формируются новые двигательные навыки, которые пригодны именно для этого нового взрослого тела. Так же, важным положительным фактором является то, что именно в этот период формирования взрослого тела, новые двигательные навыки легко становятся доминирующими в своих проявлениях над теми навыками, которые были заложены в период обучения в детской футбольной школе. Но опять же, всё упирается в тренировочные технологии, потому как в период формирования взрослого тела  процесс обучения сопряжён с процессом переучивания. Из-за этого в обучении появляются дополнительные сложности, заключающиеся в том,  что необходимо не только формировать новые высокоэффективные двигательные навыки, но и добиваться исключения проявления старых  малоэффективных, или даже вредных именно в современном скоростном футболе двигательных навыков. И здесь без индивидуальных занятий никак не обойтись. Каждый футболист индивидуален в плане наличия у него различных двигательных навыков, как по набору, так и по качеству выполнения. Поэтому, при групповых занятиях, когда всем ученикам даются одинаковые задания, достичь успеха в плане переформирования двигательных навыков, становится проблематичным. Персональный подход к занятиям с каждым отдельным футболистом непременное условие достижение желаемого результата. Этот подход обеспечивает при индивидуальном обучении акцентировать внимание на проблемах каждого футболиста в отдельности. Все футболисты разные, со своими индивидуальными антропометрическими, физическими, техническими, тактическими и психическими показателями, поэтому успешное обучение надо строить, исходя из уровня личных показателей этих видов спортивной подготовки.
  
  Исходя из определяющей роли тренера в подготовке футболистов, можно уверенно констатировать тот факт, что в основании всей деятельности спортивных учебных заведений должны стоять тренировочные технологии. А все эти великолепные футбольные поля, залы, спортивное оборудование, условия проживания и т. д. это всего лишь условия и ничего более. Условия занятий НЕ являются определяющим фактором подготовки высококлассного молодого футболиста. И тем более, сейчас никого хорошими условиями для занятий футболом не удивить. Современные лучшие российские футбольные академии и центры подготовки футболистов имеют условия ничуть не хуже, чем в ведущих футбольных странах. А где же футболисты мирового уровня? А их не будет до тех пор, пока на этих прекрасных полях и при прочих великолепных условиях ни будут обучать футболу по-новому. Итак – есть высокоэффективные технологии подготовки, есть и высококлассные футболисты. Нет соответствующих технологий, то имеете то, что смогли подготовить, тренируя по-старому –  при остром дефиците хороших футболистов, подготовлено тысячи никому не нужных в профессиональном футболе выпускников самых различных футбольных учебных заведений. И это не вина футболистов, а беда, потому как их так обучили. В футбольных школах в результате соответствующего обучения у них  сформировали спортивные навыки вчерашнего футбола. Они всей душой хотели стать хорошими футболистами и старательно усваивали всё то, чему их обучали.  И усвоили, и притом хорошо усвоили. Только потом оказалось, что то, что они так старательно усваивали, в современном большом футболе не пригодно. Также оказалось, что для современного футбола нужно то, чему их в школах не обучали, то есть новым более эффективным двигательным навыкам, которые, как было сказано выше,  являются базовым лимитирующим фактором спортивного потенциала любого футболиста.  
    Из вышесказанного, в плане понимания проблем подготовки современных профессиональных футболистов, (не по названию, а по ФАКТУ наличия реального профессионализма),  ещё более ясно понимаешь, что продолжая  тренировать по вчерашним технологиям,  футболистов для современного футбола НЕ подготовить. Ищите любые таланты, создавайте самые лучшие условия для тренировок и быта, но если у вас нет высокоэффективных тренировочных технологий, то вы сможете готовить хороших футболистов, НО, только для прошедшего вчерашнего футбола.  И как видим, попытки переучивать таких, в общем-то, талантливых футболистов, без применения соответствующих тренировочных технологий нужного результата не дают. В клубах таких технологий нет. Поэтому из того большого количества молодых футболистов, на которых клубы возлагали надежды, реально хорошими  профессиональными футболистами становятся лишь очень редкие единицы.        
  
 От  недостаточного знания вопроса подготовки футболистов, в академиях футбола сделали в чём-то правильные, а в чём-то неправильные выводы. Первый  вывод о том, что главной причиной неудач в подготовке футболистов являются неправильные технологии их подготовки   и это правильный вывод. Другой же вывод, что для становления и отработки своих высокоэффективных технологий нужно много времени, где-то лет  десять, пятнадцать, а то и двадцать – это совершенно неправильный вывод. (Могу со всей ответственностью заявить, что в течение одного год, а то и меньше, можно именно на практике довольно точно определить эффективность, пусть даже самых мудрёных технологий  подготовки футболистов). Те, кто руководит  подготовкой футболистов в  академиях, считают, что со временем тренеры наработают правильные технологии. Но это совершенно неверный взгляд на эту острейшую проблему. Всё гораздо проще и явственно – новые технологии или есть или их нет. И время здесь не причём, потому, что невозможно создать что-то новое на старом информационно недостаточном багаже знаний, сколько бы на это не тратили времени. Мы знаем, что технологиям, по которым работают академии и иные школы футбола, как минимум лет тридцать, а то и полвека. И что? Выросли из них новые технологии? Как видим, ничего действительно нового старые технологии не создали. И дальнейшие ожидания получения нового из старого совершенно напрасны. Не изменив взгляд на структуру устройства человека как такового, и не создав на базе этого нового взгляда действительно новые технологии подготовки высококлассных футболистов, так и будем и дальше упорно выпускать тысячи невостребованных в современном футболе молодых футболистов. Многие специалисты, да и просто любители футбола часто задаются вопросом о том, почему из многих ТЫСЯЧ! молодых футболистов не вырастает хотя бы десяток  высококлассных футболистов. Ответ на этот вопрос надо искать в системе обучения футболу, а точнее в том, какую информацию получают ученики футбольных школ. Как ни странно, но, несмотря на то, что все эти тысячи молодых футболистов учась в самых различных футбольных школах, получают одинаковое стандартное футбольное образование, которое не востребовано в современном футболе. Почему же так происходит? Отвечая на этот вопрос, нужно вернуться к началу этой статьи где сказано, что для того чтобы подготовить хорошего футболиста нужен тренер, который умеет это делать. Это и есть ключевой момент в рассмотрении проблемы, почему наши футбольные школы  готовят вчерашних футболистов. А проблема эта возникла из-за того, что все наши тренеры, обучающие юных и молодых футболистов, имеют профессиональную одинаковую информационно-образовательную матрицу.  Или проще, все наши тренеры имеют одинаковое профессиональное образование, которое они старательно получали в высших учебных спортивных заведениях. Вот это и есть ответ на ключевой вопрос наличия у молодых футболистов малоэффективных именно в современном футболе двигательных навыков. И проблема усугубляется ещё и тем, что нашим тренерам другое профессиональное образование у нас получить совершенно негде, потому как было сказано, что во всех наших пусть даже разных  учебных заведениях, где обучают профессии тренера, дают одинаковую базовую образовательную информацию. И даже если в нюансах образование, полученное в разных учебных заведениях, будет разным, то базовый взгляд на природу человека везде одинаковый. А исходя из этого взгляда и построены теории обучения двигательным навыкам, которые преподают будущим тренерам. Но как было сказано выше – по старым тренировочным технологиям подготовить современного высококлассного футболиста невозможно. И именно это мы наблюдаем на практике – ежегодно выпускаем тысячи молодых футболистов, а действительных будущих профессионалов среди них и нет. Естественно возникает вопрос о том, что же всё-таки нужно, чтобы стать хорошим профессиональным футболистом. А нужно всего лишь наличие у футболиста высокоэффективных двигательных навыков, востребованных в современном футболе. И именно качество этих навыков является базовым лимитирующим фактором профессионального мастерства любого футболиста. И это не чьё-то мнение или рассуждение это реальное ПРАКТИЧЕСКОЕ положение дел хоть в прошлом, хоть в настоящем, да и в будущем футболе. Если ещё более упростить, то можно сказать, что уровень  качества двигательных навыков, которыми обладает тот или иной футболист это и есть реальный практический уровень его спортивного мастерства.  

Для того чтобы было более понятно о чём идёт речь, то для этого  надо отметить, что любой двигательный навык в футболе включает в себя  физическую, техническую, тактическую и психическую компоненты, которые НЕРАЗРЫВНО связаны между собой. Если вы меняете какую-либо из компонент, то тут же это сказывается и на других компонентах двигательного навыка. Хорошо выученный двигательный навык  структурно стабилен в своём проявлении.  А для достижения высокой стабильности он должен УСВАИВАТЬСЯ по-другому. В этом и есть суть новых тренировочных технологий –  обучать внутренне структурно цельным современным высокоэффективным двигательным навыкам.
   
О том, что лежит в основе нового обучения спортсменов сказано в целом ряде моих статей в этом блоге. Наука о человеке не стоит на месте. Новые открытия в изучении устройства человека показывают, что он (человек) устроен гораздо более сложно, чем то, о чём нам ведали теории, на которых строились прежние технологии подготовки спортсменов. Уж слишком всё упрощённо в них. Да, проводить занятия для любителей футбола любого возраста по ним конечно можно, но подготовить хорошего профессионального футболиста по старым технологиям, увы, уже не получается. Если бы тот, кто решил заниматься организацией подготовки именно современных профессиональных футболистов, мог представить весь объём этой громадной проблемы, то желание заниматься этим теоретически и практически сложнейшим делом,  у него сразу бы пропало. И первая причина это отсутствие соответствующих тренировочных технологий. Если у него их нет, то не надо это дело даже и начинать, потому, как итог всё равно будет такой, как и сейчас. Наша сборная в рейтинге в седьмом?! десятке (май 2018), а в клубах в основных составах играют сплошь иностранцы и наши опытные и конечно не молодые футболисты. Шансы же молодых футболистов подготовленных по нынешним  тренировочным технологиям пробиться в основу совершенно мизерные или их вообще нет.         


Предлагаемые мной индивидуальные занятия для выпускников спортшкол направлены на быстрое, но вместе с тем и высококачественное усвоение тех двигательных навыков, которые абсолютно необходимы в современном футболе. И это не обучение каким-то отдельным техническим приёмам или повышение каких-то физических качеств. Это совершенно другой именно комплексный подход к процессу повышения уровня ВСЕЙ профессиональной спортивной подготовки конкретного футболиста.           

Комментариев нет:

Отправить комментарий