суббота, 19 ноября 2011 г.

СКОРОСТНАЯ ТЕХНИКА СОВРЕМЕННОГО ФУТБОЛА

   Селекция, сама по себе не предполагает подготовку и становление спортивного мастерства. Селекция всего лишь должна предвидеть потенциал, то есть уровень будущих максимальных способностей конкретного футболиста, который можно развить обучением в спортивной школе. Но развитие найденного в результате селекции высокого потенциала футболиста может пойти неправильно, то есть не в соответствии с теми модельными характеристикам, которые отвечали бы   требованиям, предъявляемым к будущим футболистам.  В основном спортивные школы работают только на текущие потребности, и когда спортсмен вырос, то в него заложена информация прошлых требований предъявляемых к футболистам пять-шесть и более лет назад. В результате идёт постоянное отставание того чему учили юного футболиста в спортивной школе от непрерывно совершенствующихся умений и навыков, которые будут востребованы  в будущем футболе.  Предвидение же будущего развития футбола, позволит закладывать на ранних стадиях обучения те спортивные навыки, которые будут востребованы именно в то время, когда спортсмен повзрослеет.   Это и позволит ему, хоть немного, но  опережать соперников  в своих умениях. 
   
   В чём же заключается опережающее обучение футболиста, то есть привитие  каких качеств в детском возрасте позволит ему в будущем, когда он вырастет добиться успехов уже во «взрослом футболе». Самое главное и непременное качество любого прогрессирующего футболиста это высокая техническая подготовка. По сути это база футболиста, на которой и будет в последствии, строится вся его карьера. Но техническая подготовка футболистов это не какой-то строго определённый и неизменный набор навыков работы с мячом. Техническая подготовка футболистов тоже развивается и прогрессирует со временем. Новая прогрессивная тактика требует от футболистов и более совершенной техники владения мячом,   это база дальнейшего развития футбола. Под любые новые тактические действия всегда будут подыскивать футболистов с соответствующей этим тактическим замыслам технической подготовкой.
  
   Наблюдая современный футбол мы видим, что такие качества как скорость бега футболистов и объём выполненной физической работы уже много лет как стабилизировались и дальнейшее развитие футбола в этом направлении не предвидится. Физиологически футболист не может выполнить гораздо больший объём физической работы той, что выполнялся и полвека назад. Попытки добиться существенного успеха увеличением объёма двигательной активности футболистов в долгосрочной перспективе успеха не принесли.  Футбол это не соревнование в количестве «набеганных километров», а было и такое, что мастерство футболиста мерили именно объёмом выполненной физической работы, и на какой скорости он перемещался по полю. Что проку в скоростях, быстрее мяча всё равно не побежишь, да и соперник тоже бегать умеет. Давно проведённые различные исследования показали, что средняя скорость бега профессиональных футболистов различных лиг примерно  одинакова. Что же тогда определяет класс футболиста. Главным универсальным качеством, определяющим уровень мастерства любого футболиста, является скорость разыгрываемых им комбинаций. 
   
   Дальнейшее развитие футбола показало, что существенного прогресса в этой игре можно достичь только ускорением самой игры, то есть более быстрому разыгрыванию игровых комбинаций, а для этого, наравне со скоростью мышления,  обязательно необходима соответствующая техника обращения с мячом и именно на скорости, то есть необходима скоростная техника владения мячом. 
  
Скоростная  техника футбола это технические приёмы управления мячом позволяющие увеличивать скорость разыгрываемых игровых комбинаций, а так же физические навыки движений с мячом и без него на больших и предельных скоростях.
   
   В детских спортивных школах громадное количество времени уделяется технической подготовке, но где же наши техничные футболисты, на одну сборную найти не можем. Вывод: много учим, но не тому.  В детских спортивных школах юные футболисты разучивают целую массу технических приёмов, которые им совершенно не пригодятся в их дальнейшей футбольной профессиональной  деятельности. К тому же  качество, а именно стабильность выполнения этих технических приёмов оставляет желать лучшего. Да наш молодой выпускник знает много технических приёмов, но знать и уметь их качественно выполнить это не одно и то же. Качество же технической подготовки футболиста определяется именно стабильностью  выполняемых им технических приёмов в любых условиях и только это наравне с быстрым тактическим мышлением определяет  его игровой уровень.  Поэтому именно стабильность выполнения в любых условиях технических приёмов необходимых для скоростной игры, должна стать приоритетным направлением в технической подготовке юных футболистов. А что мы имеем на практике. На практике же юный футболист пытается хоть как-нибудь освоить десятки технических приёмов, которые в абсолютном большинстве своём ему в будущем, совершенно не пригодятся.  Возьмём, например, пресловутую «обводку стоек», качество выполнения которой считают чуть ли не уровнем технической подготовки футболиста и на разучивание которой тратится много учебного времени.  Где и кто видел, чтоб защищающийся футболист стоял как вкопанный (наподобие стойки), когда его пытаются обыграть? И таких ненужных в игре технических приёмов разучиваемых в детских спортивных школах большинство. Казалось бы, ничего страшного в этом нет. Но если рассмотреть эту проблем более глубоко, то на самом деле оказывается,  что большое количество плохо разученных или ненужных технических приёмов только мешают футболисту в игре, своим некачественным неосознанным проявлением. Человеческая психика устроена таким образом, что всё, что с человеком происходит,  остаётся в глубинах его памяти. Даже если событие или какое-то действие произошло с человеком всего лишь единожды, то оно всё равно остаётся в человеке навсегда и даже в том случае если  человек  о нём ничего не помнит. Доказательством  факта сохранения всей воспринятой человеком информации, является то, что  есть специальные психометодики, с помощью которых,  можно вспомнить буквально всё, что происходило с данным человеком в любой период его жизни. Это совсем не секретные методики и любой человек может с ними ознакомиться в специальной психологической литературе.
   
   Любое двигательное действие человека основано на информации находящейся в памяти и строится квантово исходя из  сиюминутных, а в футболе «сиюсекундных» потребностей. Квантово это значит из мельчайших движений составляющих один большой или маленький двигательный акт. Любые двигательные акты человека могут стать автоматическими и извлекаться из памяти сознательно или проявляться сами собой в ответ на какой-то заученный или неосознанно  создавшийся, пусковой стимул. Пусковой стимул – это внутренний сигнал, запускающий какие-то действия человека, в ответ на создавшуюся окружающую обстановку. Он может быть осознанным или неосознанным , то есть автоматическим. Вот в этом неосознанном проявлении и состоит вся проблема плохо разученных и самое главное ненужных, а тем более    пусковой  стимул активирует те  двигательные навыки, которые по своей двигательной структуре (биомеханике) не подходят  для успешного разыгрывания данной игровой ситуации.  Почему это происходит? Всё просто. Пусковой стимул не может быстро выбрать из большого количества разных двигательных навыков самый нужный в данный момент, и он активирует тот динамический двигательный стереотип, который чаще всего проявлялся на тренировках в похожих  тактических моментах. А так как на тренировках, как было сказано выше,  разучивается много  технических приёмов  не эффективных в современном футболе, но заученных хорошо, то естественно, их и выбирает пусковой стимул и активирует их.
  Только диву даёшься, сколько ненужного, а порой и вредного, но хорошо заученного  «технического хлама» находится в памяти выпускников спортивных школ. Но беда в том, что этот «технический хлам» во время игры постоянно пытается прорваться из глубин памяти наружу, то есть проявиться двигательным актом, который в создавшейся игровой ситуации футболисту совсем не нужен.   А во время игры, из-за дефицита времени на осмысление создавшейся ситуации, попробуй мгновенно найди, в этой «перемешанной куче» нужных и ненужных технических приёмов только тот один единственный технический приём так необходимый именно для успешного разыгрывания этой игровой ситуации.   Отсюда, казалось бы, парадоксальный вывод: чтобы улучшить техническую подготовку юных футболистов надо не сокращая учебного времени отведённого на техническую подготовку, существенно уменьшить разнообразие разучиваемых технических приёмов, а те технические приёмы, которые не пригодны  для  современного скоростного футбола, исключить из тренировочного процесса полностью.  Особенно это касается технических приёмов, выполняемых  стоя на одном месте. Надо чётко уяснить тот уже неоспоримый факт, что умение выполнять какой-либо технический приём  на месте  не переносится автоматически на его выполнение в движении. Один и тот же технический приём, выполняемый на месте и  в движении это абсолютно разные технические приёмы с такой же разной биомеханикой его выполнения. И естественно в планах обучения они тоже должны рассматриваться как два разных технических приёма и приоритет надо отдавать  обучению  приёму, выполняемому в движении. Но стоит отметить и ещё один немаловажный факт, что даже действительно один и тот же технический приём, выполняемый на небольшой скорости будет плохо выполнятся на предельной скорости, поэтому такой технический приём только тогда будет считаться хорошо освоенным, когда футболист сможет его стабильно правильно выполнять на всех скоростях вплоть до предельной. Это требование современного и главное будущего футбола.  
   В связи с тем, что современный скоростной футбол, а будущий тем более, предполагает качественное выполнение технических приёмов на большой скорости передвижения футболистов то исходя из этого факта, и должна строиться вся система технической  подготовки юных футболистов.
   
Мою уверенность в том, что   профессиональным футболистом может стать, только хорошо и правильно технически подготовленный выпускник футбольной школы, укрепил  тренер одной из команд высшей лиги.  Он сказал мне, что им нужны только  именно хорошо технически подготовленные молодые футболисты, а играть в футбол они их сами научат или переучат. Это заставило меня глубже изучать  основы технической подготовки футболистов.  Проанализировав массу литературы по этому вопросу оказалось, что почти везде описывается практическое обучение тем или иным техническим приёмам без их конкретного теоретического обоснования.  Поэтому мне самому пришлось разрабатывать и практически применять новые методики обучения технической подготовки футболистов, в которых главный приоритет это более качественное обучение техническим приёмам  чаще всего применяемых в игре лучшими футболистами мира.
    
Если внимательно проанализировать, какие технические приёмы чаще всего используют лучшие футболисты, то можно сделать вывод, что главным критерием качественного технического приёма  является его максимальный игровой эффект, который в первую очередь обуславливается  скоростью обращения с мячом, в самом широком понимании этого термина.
  Выбрав из всего огромного арсенала технических приёмов только те, которые подходят под этот критерий (максимальный игровой эффект), я разработал свою систему обучения технической подготовки и стал обучать по ней  своих юных футболистов.  В результате пять моих выпускников из десяти выпускавшихся  были востребованы в командах мастеров. Из тех же  выпускников этого выпуска, кто не стал футболистом, ещё трое по уровню своей игровой технической подготовке, вполне могли бы профессионально играть в футбол, но они избрали другую профессию.
    Назвав свою систему обучения технической подготовки «Современная скоростная   техника футбола», что полностью отражает её суть, я применял её неоднократно, но уже для повышения уровня технической подготовки взрослых футболистов. И везде результат был один – повышения уровня мастерства футболистов обучившихся скоростной технике футбола.
  
   Несомненным преимуществом скоростной техники футбола является то, что  для качественного обучения ей (скоростной технике футбола) не требуется много времени. Главное понять главный принцип скоростной техники футбола  это  максимальный игровой эффект от применения выбранного технического приёма. При современной скоростной игре, (но не беготне), в первую очередь востребованы технические приёмы, на выполнение которых затрачивается минимум времени и касаний мяча.  Так почему же до сих пор изучаются технические приёмы, требующие для своего выполнения замедления движения  или, что вообще недопустимо, остановки футболиста. Объяснение что так надёжней, не выдерживает ни какой критики. Положение о том,  что в первую очередь технический приём должен быть надёжным надуманно. По критерию надёжности и ненадёжности технические приёмы вообще делить нельзя. Любой «самый надёжный» технический приём, но плохо освоенный будет  самым ненадёжным.
   
  На официальном сайте футбольного клуба «Краснодар» в разделе академия футбола в методике обучения в отношении обучения технике футбола , я прочитал дословно следующее: - обучение технике проходит комплексно и подразумевает завершение до 13 лет;  Скорее всего, что эта «теоретическая разработка» взята из того распространённого но по  своей сути в корне неверного положения , что технические навыки легче всего усваиваются? детьми до тринадцатилетнего возраста, и исходя из этой «теории»,   строятся многолетние планы подготовки юных футболистов в детских спортивных школах, где основное внимание технической подготовке отводится в вышеозначенном возрасте, а ближе к выпуску в основном «учат играть в футбол» всё меньше внимания, уделяя технической подготовке. ( Я лично неоднократно наблюдал  тренировки выпускных  классов самых различных спортивных школ).   В результате на выпуске спортивные футбольные школы имеют физически крепкого, правильно тактически мыслящего молодого, но почему-то ненужного в профессиональных клубах футболиста. И даже попав в дублирующий состав профессионального клуба, где тоже учат только «играть в футбол» такой выпускник через год другой так и не востребованный  основным составом главной команды, в лучшем случае играет в какой-нибудь команде второго дивизиона или как в большинстве случаев в командах коллективов физкультуры. Вся проблема таких действительно перспективных выпускников в их недостаточной скоростной  технической подготовке.  Футболист который замедляет своё движение для выполнения того или  иного технического приёма или применяет неэффективные технические навыки, а значит замедляет  разыгрывание игровых комбинаций в которых он участвует,  для современного скоростного футбола не годится.  
   
   Для успешной подготовки молодых футболистов нужно исходить из того совершенно ясного и всеми наблюдаемого явления, что дети (их тела) постоянно растут. Они становятся выше и сильнее. А это приводит к изменению биомеханики  двигательных навыков, то есть к изменению двигательных стереотипов. И чем больше изменяется тело, тем больше нужно  внимания уделять технической подготовке! А что происходит на практике. В период   15-16-17 лет происходит самое большое изменение тела футболиста и  по логике именно в этот период нужно уделять самое большое внимание технической подготовке. Но  на деле в этом возрасте, как я сказал выше, «учат играть в футбол», забывая о том фундаментальном положении, что техника лимитирует тактику,  и сколько не учи футболиста тактическим премудростям, он будет играть настолько, насколько ему позволит его уровень владения высокоэффективными  футбольными техническими навыками. А все специалисты футбола знают, что чем ниже  уровень технической подготовки, тем примитивней тактика.  Имея же великолепную технику можно освоить любую тактику. Так же можно сказать, что современный  скоростной футбол нуждается в высокотехничных футболистах владеющих именно скоростной техникой. 
   
Именно это понимание ведущей роли скоростной технической подготовки позволило мне, самостоятельно разработав,  соответствующую методику обучения подготовить во втором наборе пять  профессиональных футболистов из десяти выпускников.  И пусть их футбольная карьера сложилась не просто, это к уровню их профессиональной подготовки не имеет отношения.  Главное, что на примере их подготовки я на практике убедился, что уровень скоростной технической подготовки является главным  фактором, определяющим профессиональный уровень каждого футболиста. Впоследствии, уже работая с самыми различными  футболистами, я также ещё траз убедился, что для повышения мастерства  даже взрослого  футболиста в первую очередь надо обучить его скоростной технике футбола. Без этого, увеличение скорости разыгрываемых им комбинаций не добиться, а значит, и не происходит качественного повышения уровня его игры.
    
  Написать,  что обучение технике футбола нужно завершать к 13 годам мог только «специалист футбола» сам не сделавший не одного выпуска в спортивной школе. Сделать выпуск, это  значит, набрав 7-8 летних мальчиков  и непрерывно самостоятельно  тренируя, довести их до выпуска из спортивной школы, то есть до их 17 летнего возраста. Мало того, как показывает опыт, лучшие свои выпуски детские тренеры делали не в первом, а в последующих выпусках. И если спросить любого  опытного и успешного  детского тренера, то он непременно скажет, что обучение технике футбола идёт непрерывно вплоть до самого выпуска. Такого непрерывного обучения технике футбола в спортивных школах требует естественное анатомическое и физиологическое развитие юного футболиста. Тринадцатилетний мальчик и он же через четыре года семнадцатилетний юноша, это абсолютно разные тела на всех уровнях и что самое  важное, с точки зрения подготовки футболиста, с разными стереотипами двигательных навыков, а значит и с различной  биомеханикой своих  движений. К семнадцати годам масса тела и сила увеличивается,  удлиняется шаг и естественно скорость растёт, но это приводит и к существенному росту инерционных сил  тела футболиста при всех его перемещениях по футбольному полю, заставляя его противодействовать им, что приводит к изменению биомеханики движений, которые он изучил на ранних стадиях обучения.  А к этой изменившейся биомеханике движений уже не подходят стереотипы навыков обращения с мячом, которыми он пользовался в тринадцатилетнем возрасте. Более длинные сильные ноги, длинный шаг, поднявшийся выше центр тяжести тела, изменившийся зрительный обзор и масса других изменений в организме юноши приводит к тому, что для этого так сильно изменившегося тела, те навыки владения мячом которым он был обучен до тринадцатилетнего возраста,  совершенно не приемлемы.   Это неоднократно наблюдалось в практике подготовки юных футболистов, когда двенадцати, тринадцатилетние мальчики по каким либо причинам полностью отлучённые от занятий футболом, через два-три года в технике футбола были настолько слабы, что с трудом верилось, что они вообще когда-то тренировались несколько лет в футбольной школе и имели неплохую техническую подготовку. Объясняется это тем, что они пытаются применить старые стереотипы  обученных раннее движений к  новому телу.  Но если тело новое, то и стереотипы двигательных навыков,  а техника футбола это довольно сложные двигательные навыки, тоже должны быть новыми и соответствовать новому телу.   Главный вывод: двигательные навыки владения мячом в детском и юношеском возрасте каждого конкретного футболиста разные, а это значит, что заученные в детском возрасте динамические стереотипы движений одного и того же футболиста, не пригодны ему в юношеском , а тем более во взрослом возрасте. Поэтому – завершить или даже сократить время,  отводимое на обучение технике футбола после тринадцатилетнего возраста, это значит загубить всю подготовку детей и юношей, как будущих высококлассных, а значит востребованных профессиональных футболистов.
   
   В данной статье я не ставил задачу подробно описать все технические приёмы владения мячом на скорости и практику обучения им.  Это слишком объёмный теоретический и главное практический материал, где подробно описан каждый выбранный мной тот или иной технический приём скоростной техники современного футбола, а так же приводится теоретическое обоснование применения каждого технического приёма в личных технико-тактических действиях футболистов.
    
   Важнейшим положением практического применения предлагаемой мной скоростной техники современного футбола является то, что я выбрал из огромного количества технических приёмов футболистов только те, которые не противоречат естественной биомеханике движений человеческого тела. Что же это такое, естественная биомеханика движений человеческого тела. Коротко. Человеческое тело создано природой для определённого вида практической деятельности которая и определила его строение. Человек не может самостоятельно изменить своё тело, например вырастить крылья, копыта и т.п. Но он может особо хорошо развить те части своего тела, которые необходимы ему для избранной им практической деятельности, но всё же в пределах определенных ему его человеческой природой. Это положение - естественная биомеханика движений человеческого тела стало ключевым фактором в выборе тех или иных технических приёмов необходимых для скоростной игры и практика обучения им и высокоэффективное применение их в игре подтвердило правильность критериев по которым они отбирались, то есть соответствие главному принципу технического приёма скоростной техники современного футбола - максимальный игровой эффект.
      
19.11.2011                                                                             А.Г.  Курячий.


Видео тренировок по освоению скоростной техники футбола:





2 комментария:

  1. отличная статья, а что так долго к этому шли?) и комментов 0, вот что ужасает, совсем другим занятнаши футбольные боссы?

    ОтветитьУдалить
  2. Практически обучать скоростной технике футбола начал пятнадцать лет назад, а теоретически обосновать оказалось гораздо сложнее любой практики. Но даже после того как были разработаны строго научные теоретические обоснования, внедрить в практику обучения в футбольных школах до сих пор так и не удалось. При нынешнем бардаке в РФС вопросом современной технической подготовки пока никто не занимается. Ну что ж, мы пошли своим путём, начали обучать скоростной технике футбола на индивидуальных занятиях не в системе футбольных школ. Думаю, время всё расставит по своим местам.

    ОтветитьУдалить