суббота, 14 января 2012 г.

СПОРТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИ, КТО ОНИ?

   У нас, в Российском спорте абсолютное большинство психологов работающих в спорте имеют обычное не спортивное психологическое образование, которое в своей практической части является, в основном психотерапевтическим и поэтому  в российском спорте   сложилось неправильное мнение о спортивном психологе как о психотерапевте для спортсменов.  А так как хороший тренер тоже неплохой психотерапевт то он  считает, что « Я сам психолог», и в  спортивном психологе для спортсменов не нуждаюсь. (Хотя,  на вопрос, дать хоть какое-нибудь определение, что такое психика человека, ни один тренер дать соответствующего ответа не смог).  Из-за этого смешения понятий, что  психотерапевт и спортивный психолог это одно и то же, происходит неправильное понимание  самой профессии спортивный психолог.  Даже в некоторой спортивной научной литературе не делают большого различия между этими похожими, но всё же, разными профессиями.

 Основная масса научных статей на спортивно психологическую тему пишется психологами, не имеющими специального спортивного образования, а так же не имеющими опыта работы тренерами. Да и в университетах физкультуры на кафедрах спортивной психологии, опять же работают психологи, получившие обычное психологическое образование и их научные  и разработки в основном носят психотерапевтическую направленность. Отсюда и соответствующие рекомендации спортсменам. Но, спортсмены не имеют психологического образования и, что там делать с какой-то там психикой они не понимают. Один два раза попробуют, согласно рекомендациям таких спортивных психологов, не умеючи «покопаются у себя в мозгах», что чаще всего приводит к неудачам и естественно вывод, что от спортивного  психолога и то, что он предлагает толку ни какого. Именно такое отношение к спортивной психологии , мы и наблюдаем в современном  в российском спорте.  Причина тому, как подчёркивалось выше, неправильное понимание профессии спортивный психолог, считая его психотерапевтом для спортсменов. На самом же деле настоящий спортивный психолог - это в большей степени  психолог-тренер, который практически обучает спортсменов практическим  навыкам эффективного управления своей психикой для достижения  максимального спортивного результата. Хочу подчеркнуть именно практическим навыкам, то есть, переведя на спортивный язык, практически тренирует психику спортсменов, которая также тренируема, как и другие качества спортивной подготовки.
  
 Спортивный психолог – это специалист, хорошо знающий самые глубинные процессы,  происходящие в психике спортсмена при занятиях спортом и умеющий не только сам влиять на эти процессы, но и способный научить  любого спортсмена, осознано управлять своей психикой. Если же «спортивный психолог» именуемый себя таковым, не владеет практическими навыками спортивной психосаморегуляции и естественно, не может обучить этому спортсменов, то именовать, а тем более работать  спортивным психологом  он сам не должен. Иначе происходит дискредитация и так остро дефицитной, но очень нужной профессии спортивный психолог.
   
Та идея, что в современном профессиональном спорте без умения спортсмена управлять своей психикой высоких результатов  не добиться,  до последнего времени в российском спорте не находила   должного понимания и естественно целенаправленно действительно спортивных психологов, а не именуемых себя таковыми, в России не готовили. Поэтому их и нет. Выпускники же обычных кафедр психологии, работающие в спорте, спортивными психологами не могут быть в принципе. Они не знают процесс изнутри,  так чему  они  могут  научить профессионального спортсмена, если сами не знают, что тот чувствует и испытывает   при занятиях спортом. Невозможно научить тому чего сам не умеешь!  Реальный пример. Чему может научить футболистов молодая женщина с обычным психологическим образованием, работающая «спортивным психологом» в  академии футбола, где тренируются только мальчики, если она понятия не имеет что такое футбол. Поэтому, от её анкетирования, опросов и рекомендаций пользы футболистам мало. И это типичная картина в российском футболе, да и во всём российском спорте в целом когда «спортивные психологи» применяют  методики, которые были созданы для людей занимающихся обыденной практической деятельностью. Но спорт это не обыденная деятельность, это максимальное или даже запредельное напряжение всех систем организма спортсмена и в первую очередь его психики. Но спросите «спортивного психолога», как практически натренировать психику спортсмена и в ответ опять одни рекомендации или, в крайнем случае, предложат две три малоэффективных общеизвестных методики, которые спортсмен сам должен попытаться освоить.  
   
И в конце могу с уверенностью сказать, что дальнейший прогресс в развитии новых тренировочных технологиях будет связан с приоритетным вниманием к ведущей роли психики в успешной подготовке высококлассных спортсменов. И тот, кто раньше это поймёт (а кто-то уже и понял, но не мы), тот и будет занимать лидирующие позиции  в современном спорте.
  
 В России  много высококлассных талантливых спортсменов, имеющих хорошую спортивную подготовку, но в вопросе психической подготовки мы сильно отстаём от  развитых в спортивном отношении стран, взявших на вооружение соответствующие  новые тренировочные технологии повышения психической подготовки спортсменов. Отсюда всё более скромные результаты  наших спортсменов во многих видах спорта, где раньше мы имели успех. И если срочно не исправить это положение, то отставание от ведущих спортивных стран будет только увеличиваться. Но потом,  окончательно поняв важность психической подготовки спортсменов,  будем пытаться их догнать. Не лучше ли их опережать?  Такое опережение можно  достичь применением, предлагаемых мной, новыми методиками практической тренировки психики спортсменов.

Видео тренировок по обучению скоростной технике футбола:

http://www.youtube.com/channel/UCuKMUX0I3donfU8kp8ysXQw?feature=mhee


Комментариев нет:

Отправить комментарий