пятница, 13 апреля 2012 г.

ПРАКТИЧЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

      Это десятая статья в моём блоге, подводящая промежуточный итог тому, как спортивное общество восприняло мои статьи. Узнать мнение заинтересованных людей  о том что я предлагаю, здесь пока не удаётся. И я не сказал бы, что мои статьи никто не читает. С этим как раз всё нормально. Судя по статистике, что  выдаёт мне мой компьютер, мои статьи читают не только в России, но и далеко за её пределами. И количество читателей  интересующихся  предлагаемой мной специфической информацией тоже приемлемо. То есть, интерес к новым тренировочным технологиям в спорте, несомненно, есть. К тому же, мои многочисленные личные беседы со спортсменами только укрепили мою уверенность в том, что насущно и срочно  нужны новые тренировочные технологии, направленные на  тренировку именно психики спортсменов. Но мнения большинства тренеров по этому вопросу сугубо субъективны, а поэтому из-за незнания данного вопроса необъективны. У них типичные объяснения неудач или низких показателей своих подопечных это: «спортсмены сами виноваты, плохо тренируются или недостаточно «выкладываются» на соревнованиях»,   или как сейчас самое распространённое, да и самое верное объяснение неудач, это то что спортсмен не смог как следует настроиться на соревнование. Сразу возникает вопрос,  а кто-нибудь учил его практически этому настрою? Разговоры о том, что спортсмен является главным лицом в тренировочном процессе так и остались лишь разговорами. Спортсмен как был бесправным участником спортивного процесса, на котором экспериментируют  применение тех или иных разрешённых фармакологических препаратов или «новых методик тренировок», так и остаётся им, по сей день. И никто не интересуется, а что там  «в голове у спортсмена», и может быть,  можно было добиться  результата (и более высокого), всего лишь за счёт  изменения его внутренней психологической установки  к  непосредственной тренировочной работе и соревнованиям.

   О спортивных психологах и методах их работы я уже писал, но всё же повторюсь для более чёткого понимания затронутого сложного вопроса с проблемой низкого уровня психологической подготовки российских спортсменов.
  Спортивный психолог, не имеющий спортивного образования и опыта тренировочной работы  в спорте,  спортивным психологом в практическом понимании этой, несомненно, архи нужной и остро дефицитной спортивной профессии в российском спорте, таковым на самом деле не может им быть  в принципе. К такому взгляду на профессию спортивного психолога я пришёл не из своих сугубо субъективных умозаключений, а на основании многочисленных бесед со спортсменами и их тренерами. И чаще всего  они высказывали, в основном своё нелицеприятное мнение о работе спортивных психологов, с которыми им приходилось взаимодействовать. Ни в коем случае не хочу обидеть  психологов работающих в спорте, но, они не станут действительно спортивными психологами до тех пор, пока сами, повторяю, сами не испытают на себе всё то что присуще спортсмену в психологическом плане  его спортивной деятельности. Но если бы им (психологам) удалось  испытать это на себе, то  они сами увидели бы  как далеки их рекомендации от того что на самом деле нужно спортсмену в отношении его психического состояния на тренировке и на соревновании. А спортсмену  от психологов в первую очередь нужно, что бы  они  непосредственно на практике  обучили его практическим навыкам управления своей психикой.  Это главное, что  ждут спортсмены и их тренеры от спортивных психологов.  Но, если какой-либо спортивный психолог не умеете это делать, то он не должен  называть себя спортивным психологом, потому как в таком случае, он не спортивный психолог, а тоже нужный в спорте, как и в любой человеческой деятельности – психотерапевт, а значит и задачи в спорте у него совсем другие.

   Но кто же тогда спортивный психолог?  Спортивный психолог – это тренер по практической психической подготовке спортсменов, который  в непосредственном личном контакте со спортсменом тренирует его психику. Только так, именно в личном контакте, можно обучить конкретного спортсмена практическому управлению своей психикой.  И уж полным незнанием, да пожалуй, и дискредитацией самой спортивной психологии являются некоторые предложения «спортивных психологов» , оказывать спортсменам «удалённые услуги» через интернет, посредством предлагаемых «уникальнейших, лучших в мире, и т.д. и т.п. супер методик» психологической подготовки спортсменов.  Это или абсолютное заблуждение или … .  Повторяю –  и спортсменам, и их тренерам,  и всем тем кто отвечает за непосредственную подготовку спортсмена  нужно уяснить одно из важнейших положений практической спортивной психологии – добиться положительных успехов в психической подготовке спортсмена можно только в личном контакте спортсмена со спортивным психологом. Другого не дано.  Мы так устроены и с этим ничего не поделаешь. Поэтому те тренеры, которые не хотят, чтобы с их спортсменом непосредственно поработал спортивный психолог,  делают только хуже и себе и своему подопечному. Причина такого поведения абсолютного большинства тренеров это бытующее, в корне неверное мнение – что «хороший тренер сам и есть спортивный психолог». Но если бы такой тренер знал, что такое психика человека, которую уже несколько тысячелетий изучают лучшие умы человечества и что это огромнейший пласт человеческих знаний, на освоение которых нужно потратить немало упорства и  много лет своей жизни, то думается, такой тренер изменил бы свой взгляд на то что он «сам психолог» и пришёл бы к выводу, что  психической подготовкой его спортсмена должен заниматься соответствующий специалист.  Тут же возникает другой вопрос: где взять такого специалиста и как узнать его способности. Таких специалистов можно определить исходя их следующих двух критериев – первый, есть ли у них свои  методики для работы непосредственно с индивидуальными спортсменами и второй критерий, готовы ли они непосредственно на практике обучить спортсмена практическим навыкам управления своей психикой в спортивных соревнованиях и на тренировке. Именно практически обучить, а не дать рекомендации как самому научиться управлять своей психикой. Как раз в этом и заключается   различие между практической спортивной психологией и  спортивной психологией психотерапевтической. Поэтому более верное название спортивного психолога будет тренер по психической подготовке спортсменов или более кратко, как сейчас принято, но не в спорте, тренер-психолог.
   
В современном российском спорте, со спортивной психологией странные какие-то парадоксы наблюдаются. Например. Многие обычные неспортивные фирмы приглашают  тренеров-психологов для персонала, чтобы он обучил (натренировал) сотрудников фирмы  управлять своей психикой во время их профессиональной деятельности (знаю этот вопрос хорошо, потому как сам с успехом подрабатывал тренером-психологом в таких фирмах). Но действительный парадокс заключается в том, что в спорте, за малым исключением, тренеров-психологов нет.  В спорте –  где самое большое психическое и физическое напряжение, где умение самостоятельно управлять своей психикой,  становиться сейчас одним из решающих факторов побед, тренеры по психической подготовке спортсменов, как показывает практика, в российском спорте, оказывается, не нужны. Следующий, и пожалуй главный парадокс заключается в том, что чем  больше поражений российских спортсменов связано с проблемами в их психической подготовке, тем чаще слышим высказывания тренеров, что спортивные психологи не нужны.

Никто не против, если тренер сам сможет натренировать не только тело спортсмена, но и его психику, то пусть конечно натренирует. Но как показывает практика, если с тренировкой тела спортсмена  у тренеров  получается довольно хорошо, то с тренировкой психики сплошные проблемы и поэтому выражение «спортсмен проиграл, потому что не смог психологически настроиться», уже  стало обыденным.  Но опять же ещё один парадокс – если предложить  тренеру, чтобы с проигравшим по причине низкой психической подготовки  спортсменом поработал тренер-психолог и научил  практике настроя на соревнования, вы получите непременно отказ. Получается, что  тренер, не смотря на то, что сам не умеет тренировать психику спортсмена,  но и не позволяет   другим, тем кто умеет, обучить спортсмена практике психической подготовке.  Но, где же здесь принцип «спортсмен главный объект в спорте» если его (спортсмена) никто не спрашивает, нужен ему спортивный психолог или нет.   
В своей практике мне не раз приходилось сталкиваться с ситуацией, когда спортсмен просил меня позаниматься с ним его психической подготовкой , но так чтобы его тренер не узнал об этом.  В таких случаях всегда удивляешься такой ситуации, когда спортсмен сам понимает , что ему нужна помощь спортивного психолога, но открыто он получить её не может по причине несогласия его тренера с тем, чтобы кто-то ещё, кроме него самого, обучал «его спортсмена» пусть даже тому очень нужному, чему он сам не может научить.         
    
   Теория тренировки спортсменов является всего лишь небольшой составной частью общей теории развития и обучения человека.  Всё в человеке  настолько взаимосвязано и переплетено, что отдельной теории тренировки тела спортсмена без тренировки его психики,  нет и быть не может.  А что мы имеем на практике? А на практике всё как раз  наоборот. Исключив психическую составляющую из практики тренировки спортсменов, тренеры в этом плане уповают только на то, что спортсмен сам как-нибудь «разберётся» со своей психикой. А если «не разберётся», то значит, «он сам виноват», что не может «совладать со своими нервами». В таких случаях уместно задать следующий  вопрос тем кто винит какого-либо спортсмена в том что он не смог  показать хороший результат из-за того что «не совладал со своими нервами»: «А кто-нибудь обучил этого спортсмена «владеть» этими своими нервами?».  Это не правильно и нечестно, спрашивать со спортсмена то чему его не научили, потому как,  спортсмен может показать только то, чему его научили во время тренировочного процесса. А так как психическая тренировка исключена из подготовки спортсмена, то какой с него может быть спрос в этом плане. А что мы слышим на практике: «Не настроился», «Не совладал с нервами», «Не смог сконцентрироваться», «Не проявил достаточно упорства», «Испугался», «Не было веры в победу» и ещё целый ряд именно психологических факторов, из-за которых проигрывают спортсмены, ставят им в вину.  И опять один и тот же вопрос: «Кто обучал и вообще обучал ли кто данного спортсмена практике управлению своей психикой, а если обучал, то по каким методикам?». Если не обучали психической подготовке, то в этом непосредственно виноваты тренеры и тот, кто отвечает  за всю подготовку спортсмена. А если обучали, то здесь конечно виноват спортивный психолог и именно с него должен быть спрос. Но естественно возникает другой  вопрос. А спортсмен получается, ни в чём не виноват? Да, получается, что не виноват, потому как если спортсмен не хочет победить, то это не спортсмен, а физкультурник и здесь речь не о них.

   Стремление к победе заложено в спортсмена самой природой, но, научен ли он побеждать вот в чём вопрос. Поэтому основная задача всех тех, кто работает со спортсменом, научить его побеждать. Из своей многолетней практики, спортсмена, тренера, спортивного психолога могу ответственно заявить: "Спортсмен на соревнованиях проявляет только то, чему его научили во время тренировочного процесса тренеры, психологи и все те, кто занимался непосредственной его подготовкой.  То, что не заложено в спортсмена, проявиться не может, потому как там (в нём) этого нет, а значит и  нечему  проявляться". Ну как ещё проще объяснить, отчего у спортсменов низкий уровень психической подготовки – не заложены эти знания в нём! а значит, и проявиться не могут.  Думаю, что проще и яснее объяснить, вопрос слабой психической подготовки спортсменов, уж некуда.  И если спортсмен этому не обучен, не знает как,  а значит и не умеет, то не надо надеяться,  что он сам как-нибудь научится. Не научится. Это настолько сложный вопрос, что даже некоторые опытные олимпийские чемпионы, впоследствии, потеряв уверенность, по несколько лет не могут снова быть лучшими, потому как не знают какими практическими способами и методами вернуть былую уверенность.  И тому масса конкретных ярких примеров в различных видах спорта. 

    Первостепенная задача спортивного психолога научить (натренировать) спортсмена проявлять на соревнованиях всё то  лучшее, чему обучили его тренеры. И здесь как нельзя лучше должна проявиться  связь тренер – спортсмен - спортивный психолог. А иначе как мы часто наблюдаем – тяжелейший многолетний  труд спортсмена и тренера не  проявляется  достаточно высоким результатом на соревнованиях только из-за того, что спортсмен не умеет, (потому, как не обучен),  практически управлять своей психикой во время  спортивного состязания.  

   Выход из этой создавшейся негативной ситуации с внедрением в практику подготовки спортсменов обучение практическим навыкам управления своей психикой только один – это изменение негативного отношения спортивных чиновников и тренеров к такой необходимой в современном спорте профессии как спортивный психолог. А для этого  спортивные психологи должны чётко определиться в том,  чем непосредственно должен заниматься тренер по психической подготовке спортсменов и так же наряду со всеми теми, кто готовит спортсменов, он тоже должен отвечать за результат своей деятельности.  И так же,  как и другие тренеры,  постоянно внедрять в свою практику более новые современные высокоэффективные тренировочные методики  повышения психической подготовки спортсменов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий