воскресенье, 30 сентября 2012 г.

ФУТБОЛЬНЫЙ НЕПРОФЕССИОНАЛИЗМ


Эта статья написана на основе анализа последних просмотров тренировок в некоторых школах футбола. Интересно было посмотреть, изменилось ли содержание тренировочных занятий за год прошедший с последнего просмотра. Просмотр совершенно независимый и обезличенный. Стою в сторонке  «как будто чей-то родитель» и смотрю, как дети тренируются. Прошло более года, но ничего абсолютно не изменилось в плане обучающего материала. Уже многим  стало ясно, что по старым программам и методикам современных футболистов не подготовить,  и надо этот вопрос как-то срочно  решать.  И начали решать его старым проверенным способом. Стали менять тренеров. И вот эти «другие» тренеры, засучив рукава с огромным желанием подготовить классных футболистов стали добросовестно трудиться, но,  по старым программам и методикам.  Тренировки у «новых» тренеров отличаются только составом упражнений, но не  принципиальной внутренне новизной. Особенно часто тренеров сменяют в академии футбола футбольного клуба «Краснодар». Там этот процесс видимо, поставлен на поток и создаётся такая иллюзия перемен, что со стороны сразу и не заметишь, что именно в самой-то  подготовке юных футболистов ничего принципиально  не меняется.  Эти перемещения тренеров с возраста на возраст или просто увольнения и приглашения других тренеров показывают,  что в этой академии нет своей чёткой методики подготовки футболистов. Руководству академии кажется, что если заменить ставших «плохими» тренерами на приглашённых «хороших», то дело сразу пойдёт на лад. Но проходит время, и вот, «хорошие» приглашённые тренеры стали «плохими», ищем новых «хороших», и, … и снова по приведённой схеме.  А не лучше ли было бы в самой академии  в  системе обучения поменять старые программы и методики обучения. Но для этого надо разработать новую концепцию подготовки юных футболистов в данной академии, а для этого нужны действительно новые специалисты с действительно новыми современными научными взглядами на подготовку футболистов. Но, несмотря на всю очевидность этого остро назревшего вопроса, академия продолжает готовить никому не нужных футболистов. А в самом клубе, в главной команде, уже играют представители тринадцати! стран мира. И эта тенденция,  при таком положении дел в академии, сохранится надолго.  Прошлые же заверения руководителей клуба, о том, что клуб будет готовить своих хороших футболистов вроде бы и не изменились, но зачем тогда поддерживать идею об  отмене лимита на иностранных футболистов?  Главная причина такого состояния дел состоит  в том, что клуб  полностью отдал руководство всей подготовкой юных футболистов в руки одного совсем не лучшего иностранного специалиста, и поэтому, даже имея великолепную базу и много талантливых детей, в академии до сих пор не подготовлено  ни одного своего футболиста для основной команды.   Если внимательно и не предвзято  проанализировать концепцию подготовки в данной академии футбола, то, в принципе она такая же, как и в других футбольных школах России  –  «создать условия», «побольше массовости», и тогда,  из большого количества занимающихся кто-то скорее всего САМ заиграет. Но, как мы видим, надежды на это не оправдались.  Современный футбол требует такого высокого уровня подготовки футболистов, что САМ, даже если ты очень талантлив, уже без соответствующей строго целенаправленной подготовки НЕ заиграешь. Но для того чтобы это понять надо иметь соответствующее хорошее спортивное образование и большой положительный опыт работы в футболе.  

   Подготовка футболистов не вписывается в обычные  законы торгового бизнеса, где  вложив средства по «накатанной» торговой технологии, обязательно получишь положительный результат, но перенося  этот высокоэффективный   опыт из торговли в футбол, и  даже вложив очень большие средства в создание и работу футбольной академии,  можно  не получить ни то что ожидаемого высокого результата,  но и среднего тоже.  Вот тут-то и выясняется, что подготовка юного футболиста это очень сложноорганизованный и наукоёмкий процесс, где требуются специальные и обширные знания в самых различных науках  изучающих человека. Только представьте себе тот факт, что современная биомеханика взаимодействует с ПЯТИДЕСЯТЬЮ науками, изучающими человека во всех его проявлениях, а особенно в двигательных действиях. Это такой громадный научный материал, что если бы те, кто вкладывает свои средства в создание академий, знали об этом заранее, то наверно они бы повременили с этой затеей. Но деньги вложены, и  предприятие под названием «Футбольная академия»  должно давать прибыль. А её нет,  одни только расходы на содержание.  После нескольких лет безуспешных поисков  секрета подготовки высококлассных футболистов, приходит понимание того факта, что подготовка футболистов это не торговля, это намного сложнее и требует обязательного современного научного подхода. Но так как спортивную науку в России давно уже не жалуют, а отсюда и её кризис, то и она ни чем существенным помочь футбольным академиям не может.   В  результате, интерес со стороны руководства клубов к возможности готовить своих футболистов падает, и внимание направляется на приобретение готовых иностранных легионеров. Единственная проблема для этого, это лимит на легионеров. Если его убрать, то не надо тратится ни на какие академии,  школы и прочие учебные футбольные заведения.  Отмена лимита, эта золотая мечта любого владельца российского футбольного клуба, тогда всё становится простым и понятным  как в обычной торговле.  И именно по такой  схеме «найти недорогой товар, сделать красивую упаковку и затем, подороже продать»  пытаются построить систему российского футбола наши коммерсанты от футбола. А согласно этой схеме классные специалисты футбола в клубах не очень то и нужны.

Ничего кроме удивления и  сожаления за сам футбол, не может вызывать то,  что в футбольных клубах  на должностях требующих специальных спортивных знаний работают люди не то что без спортивного образования, но и не имевшие ранее никакого отношения к футболу. Для них футбол это просто, новое место  работы. И работают они согласно своим знаниям о футболе, а знаний-то никаких нет. А потом удивляемся, почему это дела у клуба идут плохо. Но кто это понимает, если и руководитель и его замы не имеют ни образования, ни опыта тренерской работы в футболе. Но так уж  человек устроен, что любое незнакомое ему дело кажется простым и понятным.  Поэтому «в футболе у нас разбираются все».  И особенно  все знают, как  подготовить хорошего футболиста.  Но если глубже вникнуть в этот вопрос то мы увидим, что  самое сложное во всей футбольной деятельности это подготовка футболистов высокого уровня на практике.  Подготовка футболиста требует знаний стольких наук о человеке и его теле, что потребуется немало лет упорного теоретического обучения и приобретение практических навыков  тренерской деятельности. К тому же многое и в самой спортивной науке ещё требует дальнейшего изучения и приведение результатов научных разработок к такому виду изложения, чтобы обычный тренер мог понять, о чём идёт речь в так называемых рекомендациях.  Почитаешь такие научные работы, и создаётся впечатление, что все тренеры у нас имеют не только великолепное высшее образование, но уже сдали кандидатский минимум.  Открыв очередной научный материал, рекомендованный в том числе, и для специалистов спорта, так хочется спросить: «Господа Учёные,  а для кого вы пишите свои работы, для тренеров которые практически работают непосредственно со спортсменами или для своих узкокорпоративных научных сообществ, для того, чтобы можно было «блеснуть» перед товарищами учёными своей научной эрудицией». Что может понять тренер, даже имея высшее образование из следующей, в общем-то, верной фразы: «При обучении двигательным действиям тренер-педагог должен организовать необходимые для спортсмена системы репрезентации: "метроритмический видеоряд" (детерминирующий визуально-двигательное мышление), "образно-ассоциативный звукоряд" (формирующий вербально-двигательные коннотации), "миоряд" ("включающий" мышечный регистр анализа движений на перцептивном уровне, связанном с восприятием кинетической мелодии, и на апперцептивном уровне, связанном с двигательными представлениями)».  Прочитав такие научные рекомендации тренер-педагог  «сразу же поймёт»  в  чём его ошибки и что «надо в дальнейшем делать»  для достижения успеха.    Обидней всего, что эта фраза действительно верно отражает сущность нового современного взгляда на  процесс формирования двигательного навыка, но, вместе с тем и отвращает от спортивной науки главных потребителей такой информации, практических спортивных специалистов.  И такие статьи  буквально заполонили почти всё спортивное научное  информационное пространство, а это значит, что достижения современной спортивной науки, выражаемые таким образом, не имеют шансов на применение  их  в современной практической  спортивной деятельности. Современная спортивная наука ни как не хочет «опуститься» до уровня практики, а практика ни как не может «подняться» до уровня  «высокой» спортивной науки.   Так  и идут они сами по себе, не пересекаясь,  теория и практика спортивной деятельности.  

Современный футбол всё больше превращается в зрелищное спортивное шоу, со своими законами шоу бизнеса. И это очень хорошо. Большой футбол и существует для того чтобы на него смотрели как можно больше зрителей.  Но для успеха такого шоу,  футбол как спортивная игра должен постоянно развиваться и совершенствоваться, но развивать сам футбол должны только высокообразованные именно спортивные специалисты, а не коммерсанты, шоумены, и прочий посторонний в спортивной деятельности люд, сплошь заполонивший российские футбольные клубы. Большей глупости, чем отдать администрирование спортивной деятельности в работе футбольного клуба, работникам, не имеющим понятия, что такое подготовка футболиста и придумать сложно.  Но, в российском футболе эта явная глупость стала нормой, и как бы уже, и не выглядит глупостью, но тем не мене своего сугубо отрицательного практического действия на работу клуба не потеряла.  Администратора  на какой либо вид деятельности ставят для того чтобы он им управлял. Вот и управляют люди далёкие от спорта подготовкой спортсменов, и  управление их осуществляется по схеме – «я начальник, ты дурак». И  вот, «дураки» которые «умничают», (на самом деле классные специалисты спорта, которые не смогли смириться с непрофессионализмом своих начальников) изгнаны из клубов, работа в порученном деле «налажена и кипит», а в результате, отдалённый и он же конечный  итог  такой деятельности   непрофессионалов для любого футбольного клуба один… «Легионеры, ау-у-у…,  Вы где? Мы Вас ждём с распростёртыми объятиями!».  


Видео тренировок по обучению скоростной технике футбола:     
http://www.youtube.com/channel/UCuKMUX0I3donfU8kp8ysXQw?feature=mhee

2 комментария:

  1. В академии футбола футбольного клуба «Краснодар» часто сменяют не только тренеров, но и юных футболистов. В качестве примера приведу команду 1999 г.р. Так за период с 2010г по февраль 2013 были сменены почти все футболисты, из состава 2010г осталось только трое. Видимо у них там не селекция, а ротация. Отбирают в основном детей рожденных в начале года т.к. они, естественно, посильнее тех кто родился во второй половине года. Для детей разница в полгода - большое преимущество. Так, что о профессионализме руководителей данной академии говорить не приходится, все как у всех.














    ОтветитьУдалить
  2. В зачётных годах в клубах уровня Краснодар , Спартак, Динамо, Чертаново, Локомотив в приоретете "МАЗЕНЫ" Дети закошеные на два года. Они для них дают дополнительные очки, место в турнирной таблице и уважение тренеру. Но это полбеды. Затем эти ПЕРЕРОСТКИ попадают в юношеские сборные и в Европпе дураков нет начинают над нами смеятся. А вот на уровне молодёжных сборных МАЗЕНЫ ничем помочь не могут. И что получаем на выходе : позор и бездарность ! НЕ ПОЗОРТЕ РОССИЮ!

    ОтветитьУдалить