пятница, 5 апреля 2013 г.

КАК ПЕРЕХОДИТЬ ОТ "ДЕТСКОГО" ФУТБОЛА К "ВЗРОСЛОМУ"

Главная проблема российского футбола это низкий профессиональный уровень молодых футболистов. И до тех пор, пока эта главная проблема не будет решена, никакого развития, подъёма, расцвета и т. д. российского футбола не будет. Это настолько ясно и понятно, что вопрос о том, что  эта проблема действительно самая главная  не стоит даже и обсуждать.  Обсуждать надо другое, как решить эту главную проблему. Именно об этом эта статья.

Вопросы, которые затронуты в этой статье,  предполагают и ответы на них.  Здесь приводится взгляд автора на то, как можно решить острейший вопрос качественной   подготовки профессиональных футболистов  в российском футболе.  А именно как должна быть выстроена  вся пирамида подготовки резерва для российского футбола. И это не просто какие-то отвлечённые от реальной действительности измышления автора. Здесь насколько возможно в формате статьи проведён краткий анализ и практический способ решения назревшей проблемы низкой эффективности обучения молодых футболистов.  Здесь предлагается по-другому построить процесс обучения футболистов, который не был бы оторван от известных закономерностей обучения и развития  человека. А то, что мнение автора по отдельным вопросам отличается от общепринятого, то это мнение автора и не более.  Каждый имеет право на свой взгляд на любой вопрос, а верен он или нет, рассудит практика и время. 

Для того чтобы объединить детский и взрослый футбол, нужно разделить детский и молодёжный  футбол, но не в смысле самой игры, а по системе подготовки футболистов. Детский и молодёжный  футбол решают разные задачи.  Детский футбол, который заканчивается с выпуском учащегося из футбольной школы, должен решать задачу подготовки своих учащихся к дальнейшему обучению перспективных выпускников  в системе молодёжного футбола. Задача же молодёжного футбола должна быть более конкретной, а именно, продолжить обучение  ещё неготовых к профессиональному футболу молодых футболистов и в результате такого обучения повысить их спортивный уровень до уровня игроков основного состава главной команды клуба.  Тренировочный процесс при этом должен иметь конкретную направленность на повышения спортивных качеств,  присущих  профессиональным футболистам, а значит и основное учебное время  должно быть посвящено решению этой главной задачи.  То есть,  обучения молодых футболистов это ежедневная целенаправленная работа по усвоению навыков необходимых футболистам в профессиональном футболе. А на деле сейчас в клубах, обучение молодых футболистов сводится к постоянной подготовке к «ответственным играм» и наигрываются игровые связи с остальными игроками молодёжной команды. Но так, как показывает многолетняя практика, настоящим большим мастером футбола при таком обучении стать очень сложно. А те совсем немногие кто всё-таки смог чего-то добиться в плане повышения мастерства, то это вопреки такой системе подготовки, а не благодаря ей.  Тот же, кто считает, что посредством игр тоже можно повысить своё мастерство, то пусть проанализирует этот всем известный факт, который заключается в том, что в игре футболист владеет мячом не более трёх минут, а на хорошо организованной тренировке  футболист непосредственно владеет мячом  в десять! раз больше. Так что одна хорошая тренировка по технической подготовке, заменяет десять игр. Но и это ещё не всё.  Дело в том, что в игре футболист не обучается технике, а только проявляет то, чему обучен на тренировке.  А раз так, то можно понять, почему молодые футболисты, попав в состав  молодёжной команды клуба, не могут повысить свою техническую подготовку. Задача у молодёжной команды другая,  это поставить командную игру,  и именно на это  и направлен весь тренировочный процесс в ней.  

Повышение своего технического мастерства является наиглавнейшей  задачей молодого футболиста желающего попасть в основной состав взрослой команды.  А где же он его повысит, если в молодёжной команде другие задачи.  Ошибочно считается, что футбольную технику  молодой футболист должен освоить в детской футбольной школе. Об этом написаны целые «научные труды» и масса методической литературы. Если всё верно написано в этих научных трудах и методичках, то почему же тогда у нас нет техничных футболистов. Почему юный футболист,  который в двенадцать-тринадцать лет проявляет чудеса техники, к семнадцати годам  теряет эти навыки. Да потому, что в семнадцать лет  это уже другой, даже можно сказать СОВЕРШЕННО ДРУГОЙ человек. И именно этот уже совершенно другой человек, с другим телом, с другой психикой, с другими параметрами управления своим телом, с другими своими скоростно-силовыми показателями должен ЗАНОВО ОСВОИТЬ! футбольные технические приёмы в соответствии с изменившимся своим телом.   И если он этого не сделает, то хорошего техничного футболиста из него не получится. 
На возражение же что техника одна, что для детей и для взрослых футболистов, можно ответить простым примером. Для того чтобы послать мяч на сорок метров верхом двенадцатилетнему мальчику надо разогнаться и ударить по мячу со всей силы. Взрослый же футболист,  без всякого разбега и сильно не напрягаясь,  легко отправит мяч на это же расстояние. Как видим задача одна, а техника выполнения разная.  И если кому-то  трудно увидеть эту разницу в технике  выполнения  удара на сорок метров мальчиком и мужчиной визуально, то посчитайте удар в физических формулах  (масса ударника, скорость ударника и т.д.) и тогда  разность в технике выполнения одной и той же задачи  двенадцатилетним мальчиком и взрослым футболистом станет очевидной. Ошибка во взглядах на футбольную технику детей и взрослых происходит от изначального неправильного подхода к сопоставлению именно структуры выполняемых  технических приёмов. Если внимательно посмотреть на то какими техническими приёмами выполняются одни и те же задачи мальчиком и взрослым футболистом, то любой без труда увидит что одна и та же конкретная задача (послать мяч на определённое расстояние, обработать быстролетящий мяч, послать мяч в определённую часть ворот с определённой скоростью движения мяча и т.д.)  будет выполнена по-разному.  А это значит, что всё-таки ЕСТЬ РАЗНИЦА! в техническом выполнении  игровой задачи между мальчиком и взрослым футболистом. Футбол это не художественная гимнастика, где оценивается именно сама структура движений,   в футболе же главное это решение конкретного игрового действия, которое будет выполнено футболистами с разными антропометрическими характеристиками и скоростно-силовыми показателями по-разному. И чем больше эта разница, тем большие будут различия в технических приёмах,  посредством которых осуществляется одно и то же игровое действие. Поэтому можно, да и нужно! хотя бы условно,  разделить футбол на детский и взрослый. При таком, повторяю условном рассмотрении, становится понятным тот факт, почему  перспективный мальчик в детстве очень хорошо освоивший и технику и тактику впоследствии, совсем не часто,  становится таким же  хорошим футболистом во взрослом футболе. 

С техникой мальчика и взрослого футболиста мы разобрались. Теперь рассмотрим тактическую подготовку то же мальчика и взрослого футболиста. В футболе, где играют дети скорости передвижения,  из-за естественных для их возраста скоростных показателей, гораздо ниже, чем у мужчин да и скорость мяча меньше, и дальность передач короче и  опять же в силу того , что мальчик ещё психологически не способен просчитывать мгновенно, как это делает взрослый профессиональный футболист, свои дальнейшие действия на несколько ходов вперёд, тактические действия юного футболиста более просты.   Ну а о детской футбольной интуиции и говорить вообще не приходится. Интуиция это проявление  верных решений дальнейших своих действий в создавшейся окружающей ситуации,  неосознанно пришедших (верных решений) из подсознания. А у мальчика  в подсознании ещё совсем мало футбольной информации.  Из сказанного становится понятным, что   и скорость принятия решений,  и объём тактического мышления у мальчика и взрослого футболиста разные. Единственное преимущество у мальчика перед взрослым футболистом это возможности управлять своим телом в движении. Благодаря малым размерам тела, а значит и его весу инерционные показатели при перемещениях мальчика гораздо ниже,  чем у взрослого футболиста, поэтому мальчику  гораздо легче управлять своим тело в движении.
Но вот его тело стало большим. И те управляющие навыки, которыми он пользовался для управления движениями своего тела в детстве,  уже совсем не годятся для управления своим ставшим большим тело. Нужно осваивать новые управляющие навыки, то есть формировать в своей психике ДРУГИЕ программы управления своим телом для выполнения тех же, но уже с другими скоростно-силовыми показателями футбольных движений.  

Небольшое отступление. А как же у нас происходит непрерывность обучения технике на практике?  Читаем  на сайте футбольного клуба «Краснодар» в разделе академия (кстати, спортивной работой которой руководят иностранные «специалисты» ничего не добившиеся у себя на родине, да и в предыдущих российских клубах тоже) дословно написано:
 "- обучение технике проходит комплексно и подразумевает завершение до 13 лет;" (?! А.Г.)
Вот это и есть наша практика. Хотелось бы объяснить этим иностранным «супер специалистам» футбола, что в связи с тем, что и тело человека и внутренние управляющие структуры этого тела непрерывно меняется,  завершать своё обучение технике футболист может только после того, когда завершит полностью свою профессиональную карьеру.  Поэтому не мудрено, что за трёхлетнее обучение футболистов под руководством этих иностранных специалистов в футбольном клубе «Краснодар» не подготовлено ни одного своего футболиста основного состава.  Основной аргумент у них, что «наши» будущие  футболисты основного состава это мальчики которым сейчас по двенадцать-тринадцать лет. Ну что ж, если так, то ещё пять лет можно безбедно этим иностранным специалистам футбола жить в России. Это ещё что,  в  академии «Рубина», (то же командует иностранный специалист) так там пошли ещё дальше. Там говорят, что «нашими выпускниками»,  которые точно заиграют в главной команде, будут нынешние десятилетние мальчики.  Ну что можно сказать по этому поводу. А только то, что сам принцип обещания, так хорошо освоенный Хаджой Насреддином, и применяемый иностранными специалистами в российских академиях футбола,  выглядит довольно странным,  потому что любая методика обучения футболу, уже за год её применения вполне может показать свою эффективность. А тут десять лет. Извините за резкость вопроса, но «на чьи уши это рассчитано»?!  Если на уши родителей ничего не понимающих в подготовке футболистов, то это непорядочно.  Если же на наши уши. То надеетесь, что понимаем, но промолчим? Не надейтесь. Не промолчим. Для этого слишком много лет проработано с детьми. Дети доверяют нам взрослым, потому что они дети и поэтому мало знают, да к тому же  ещё и зависят от нас, потому, что они (дети) у нас (взрослых) учатся. И то, что именно мы им дадим, они и понесут с собой дальше по жизни. А дети ведь наши российские и им именно с нами жить бок о бок. А для иностранных «специалистов»,  наши дети  это объект хорошего заработка.  Сегодня работают в России, завтра в Австрии или ещё где ни будь,  где платят хорошо. А то, что не подготовили  хороших футболистов, объяснят:  «Вы сами во всём виноваты», или «У вас тут в России талантов нет» и поедут далее по миру искать другие клубы, где верят только слову, но не делу и где можно опять обещать через пять-десять лет «гарантировано» подготовить своих хороших футболистов, а по прошествии этого времени… (читайте предложение сначала). Я уже писал, что действительно хорошие специалисты по подготовке футболистов настолько высоко  востребованы и обеспечены материально  у себя на родине,  что «мотаться» по миру, а тем более ехать работать на несколько лет в Россию, им не надо. Поэтому к нам едут далеко не лучшие иностранные специалисты  футбола. И как мы видим на практике первая эйфория от надежд, что иностранные специалисты нам быстренько «наготовят» высококлассных футболистов  уже прошла. Как пример. Так широко разрекламированная и с большой помпой открывавшаяся «Школа  бразильского футбола» на побережье Чёрного моря, из-за отсутствия хоть какого-то приемлемого результата её работы, расформирована. Да и другие открывшиеся в России школы самого различного?!  иностранного Футбола  показателями своей работы не блещут. Это как раз и есть подтверждение моих взглядов, что никакие иностранцы наши проблемы не решат. Потому, что это наши проблемы, и никто кроме нас самих наши проблемы  решить не сможет.  Неужели так трудно понять, что иностранец  приезжает в Россию только с одной единственной! целью, а именно заработать денег,  и, извините за не литературный слог, «пофиг ему (иностранцу) наши проблемы».       

Вот такое получилось отступление. Продолжим рассматривать затронутую тему молодёжного футбола.  Как было сказано выше, параметры тела у молодого перспективного футболиста изменились и стали уже не детские, но ещё и не взрослые, а значит надо   заново осваивать технику футбола для этого так  быстро, в силу биологического возраста, изменяющегося тела. Но где осваивать новую технику? Из школы он уже «выпустился», а в клубе этому не учат.  Вот и приходиться ему самому  как-то где-то обучатся технике футбола.  Но в связи с тем,  что техническая подготовка это очень сложный вид подготовки, и даже не всякий тренер может обучить именно современной технике футбола, то естественно самостоятельно молодой футболист сам себе технику не поставит на должный уровень. Уже сколько раз говорилось о том, что главное в обучении технике футбола это НЕ количество выполненных на тренировке тех или иных технических приёмов, а их КАЧЕСТВО.  И нужно уяснить тот факт, что чем больше футболист на тренировке повторяет неэффективных технических приёмов владения мячом, тем дальше  он себя отдаляет от своей мечты, стать игроком основного состава. В таком случае можно сказать мы наблюдаем парадоксальное явление: «чем больше тренируешься, тем хуже играешь». Ну что поделаешь, человек так устроен, что он очень хорошо запоминает особенно в двигательном плане то, что многократно повторено. А теперь посмотрим, что же действительно многократно повторяют наши  молодые футболисты на тренировках. А повторяют они и притом многократно?! да, эти самые неэффективные технические приёмы.  В результате  получаем футболистов с хорошо усвоенной, но НЕ нужной в современном футболе техникой. Эта неэффективная техника не просто ненужная, она по сути своей ВРЕДНАЯ, потому что именно они технические приёмы, которыми пользуется футболист во время игры,  определяют его игровой потенциал. Что может показать тот или иной футболист в современной скоростной игре, если он не владеет скоростной техникой футбола. А показать он может только тот уже ненужный вчерашний футбол, поэтому он и сам  хоть ещё и совсем молодой человек, но уже ненужный футболист.  Но  могут возразить, что он хорошо физически подготовлен, а в футболе это немало значит. 
Но,  как он может быть физически «по футбольному» хорошо подготовлен,  если физическая подготовка футболиста в своей основе должна быть направлена на  обеспечение более качественного выполнения именно тех двигательных действий, которые обеспечивают выполнение высокоэффективных технических приёмов. Но именно ими он и НЕ владеет. А это значит, что и физически он неправильно подготовлен, то есть не для современного футбола. 
И опять могут возразить, что  он хорошо тактически мыслит. Ответ на это простой. Ну и как же  он может хорошо тактически мыслить,  если в игре он выбирает  только те тактические действия,  которые сможет выполнить технически, а с этим как мы знаем у него проблема, а значит и с тактикой тоже.
 И осталось затронуть ещё один немаловажный вид подготовки футболиста, на который тоже хотя и косвенно влияет неэффективная техника, это психическая подготовка футболиста. Ни скажу ничего нового, но любой тренер вам скажет, что НЕ техничный футболист это неуверенный игрок, в защите он играет грубо, в нападении промахивается или не забивает.    

Почему-то так сложилось в спорте, что, например, с мастерами лёгкой  атлетики,  где техника гораздо проще,  где в ней (технике)  вообще одно двигательное действие или повторяющиеся локомоции,  проводятся только индивидуальные занятия, а в футболе ,  где не только более сложные технические приёмы, но  и к тому же их много и все разнообразные,  индивидуальные занятия не то что с молодыми , но и с игроками основного состава не предусмотрены. Тут же можно  возразить, что мастера сами должны повышать свой профессиональный уровень. Конечно, должны.  Только если бы они знали как. Поэтому  постоянно и наблюдаем, как тот или иной молодой футболист начинает попадать в основной состав главной команды,  но почему-то долго там  (в основном составе) так и не закрепляется.   

Самый неверный вывод,  который могут сделать читатели из этой статьи это то, что детский футбол не влияет на то, каким вырастит в будущем футболист, и что можно в детстве не занимаясь активно футболом стать большим мастером в это деле. Нет и ещё раз нет! Такой вывод совершенно не верен. Здесь говорится о другом. А именно о том, что нельзя точно предсказать в детском возрасте какой из конкретного мальчика занимающегося футболом в спортивной школе вырастит впоследствии футболист.  Уже в третьей статье подряд повторяю одно и то же, а именно то, что у занимающегося  футболом в детстве особо хорошо развиваются структуры мозга отвечающие за управление ногами. Без такого развития этих двигательных зон мозга, обучить молодого, а тем более взрослого человека профессиональному футболу крайне сложно. Поэтому здесь и намёка нет на  ненужность детских футбольных школ или на то, что полученные знания в детском футболе в будущем не пригодятся.  Здесь главная мысль в том, что между детским футболом и взрослым должен обязательно быть ещё и молодёжный футбол. И не просто молодёжный футбол, а должна быть выстроена  высокоэффективная  система  обучения молодых футболистов взрослому, а точнее, профессиональному футболу. И выстроена, именно СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ, со своей программой обучения, со своими методиками, со своими планами обучения и т.п., то есть со всеми атрибутами присущими действительной системе обучения. И обучение в этой системе должно быть направленно на решение строго определённой задачи –  это обучение  талантливого выпускника футбольной школы профессии футболист.  И именно в этот период обучения, совпадающий с интенсивным  биологическим  перерастанием  юноши в мужчину,  интенсивно проявляются физические и психические качества присущие высокопрофессиональному футболисту. Если же в этот период обучения не произошло формирование именно «футбольных» качеств, то в таком случае учащийся безболезненно  может заняться любым другим видом деятельности.  Только на этапе молодёжного футбола можно окончательно определить потенциал того или иного молодого футболиста. Поэтому заявления некоторых специалистов детского футбола обещающих,  что из какого-то мальчика через пять, а то и десять лет вырастит хороший профессиональный футболист,  НЕ имеют под собой  никакого научного,  да и практического обоснования.

Сейчас в российском футболе  системы обучения молодых футболистов нет абсолютно. Из-за этого мы просто теряем талантливую молодёжь, которая могла бы при наличии такой системы в российском футболе «доводиться» до хорошего профессионального уровня и тогда наш футбол не испытывал бы такого острейшего дефицита в российских футболистах высокого уровня. А о таком явлении как лимит на легионеров никто бы и не думал.  (Зачем нужны иностранные футболисты, если есть свои лучше их).

Талантливых детей занимающихся футболом в российских футбольных школах у нас предостаточно. Мы ни в чём в детском возрасте не уступаем «футбольным» странам. Но проигрываем им в последующем доведении молодого футболиста до высокопрофессионального уровня. Поэтому, создавая систему обучения молодёжного футбола, мы строим надёжный прямой переходной мост от детского футбола к взрослому. 

В начале статьи говорилось о том, что надо разделить детский и молодёжный футбол. Сделав такое разделение, мы чётко увидим, что между детским и взрослым футболом есть, не менее важный в плане становления футболиста,  ещё и молодёжный футбол, который должен  обеспечивать надёжный  переход талантливого выпускника футбольной школы к высокопрофессиональному футболу. И именно этот молодёжный футбол должен стать главным этапом, определяющим дальнейшую судьбу молодого футболиста. Только после этапа обучения в системе молодёжного футбола можно увидеть дальнейший потенциал молодого профессионального футболиста. А сейчас, что мы наблюдаем? А то, что выпускников, даже ещё не выпускников, а учащихся выпускных классов целыми группами отчисляют из футбольных школ. Объясняя это тем,  что профессиональных футболистов из них уже не получилось. Но по аналогии, это тоже самое, что выгонять учащихся общеобразовательных школ, потому что в выпускном классе они ещё не врачи, инженеры, педагоги и т.д. Все понимают, что для того чтобы стать специалистами в каком либо деле, даже если ты имеешь дополнительные  познания в выбранной на будущее профессии, то после школы, подчёркиваю, именно после окончания общеобразовательной школы нужно ВЫУЧИТЬСЯ этой профессии, то есть продолжить обучение, но уже в другом специально созданном для этого учебном заведении. Это общемировая и довольно успешная практика. Но, почему в образовательной системе обучения футболу, именно этап обучения профессии футболиста отсутствует.  Кто сделал такой вывод, что профессии футболиста учиться не надо. Или что профессиональным футболистом стать легко? Нет, конечно. Все знают, что в профессиональном футболе громаднейшая конкуренция. И что бы тот или иной футболист мог конкурировать с другими футболистами, кроме природных задатков, то есть таланта, он должен ещё и обучиться профессии,  которая так и называется ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ футболист. А обучиться ему этой профессии, как мы видим из текущего положения дел в этом вопросе и негде.  Нет у нас системы обучения выпускников футбольных школ профессиональному футболу. Почему для того чтобы получить профессию музыканта, нужно учится в консерватории где тебе поставят правильные двигательные НАВЫКИ для рук, чтобы на высоком профессиональном уровне  играть  на музыкальном инструменте. В футболе то же двигательный навык, но только для ног. А как мы знаем ноги гораздо труднее обучить сложным двигательным навыкам, чем руки. Но где у нас «футбольные консерватории» для обучения ног. Их нет. Вот и получается, что сложнейшим двигательным футбольным навыкам,  после окончания спортивной школы  нигде не обучают, а поэтому надеяться,  что у нас появятся в будущем хорошие высокопрофессиональные футболисты,  не приходится. И сколько бы сейчас ни построить футбольных полей, сколько бы ни открывать новых детских футбольных школ, количество своих высококлассных профессиональных футболистов не увеличится. Да, увеличится количество талантливых выпускников школ, ну и что это даст. Ведь проблема не в количестве талантливых выпускников, их и сейчас немало, а главная и совершенно не решённая проблема это в дальнейшем их обучении.  Что проку в том, что школы будут выпускать каждый год ещё больше молодых недоученных футболистов,  всё равно их дальше обучать негде, НЕГДЕ!

Потенциал любой системы определяется по слабейшему звену составляющих эту систему, а слабейшим звеном российской системы подготовки футболистов является целенаправленное обучение молодых футболистов. Сколько выдаст вам это слабейшее звено, столько и получим молодых хороших футболистов. А в связи с тем, что стройная система обучения молодых футболистов в российском футболе отсутствует, то  «о дальнейшем развитии» российского футбола… сами делайте выводы.  

Некоторые «специалисты» от футбола видят дальнейшее развитие российского футбола  в отмене лимита на иностранных легионеров!? Но на практике, отмена такого лимита это развитие любого другого, но  иностранного футбола,  а не российского.  Как пример. Краснодар называют самым футбольным городом России. Ещё бы. Две команды в Премьер-Лиге. Но то, что в этих двух командах нет ни одного краснодарского футболиста мало кто знает. Так в чём же тогда заключается эта его самая «футбольность»? В том, что эти два клуба, как и остальные в России,  накупили хороших иностранных игроков и пригласили иностранных тренеров? Так   разве в этом заключается развитие регионального футбола?  А  именно такое повсеместное «развитием  футбола» сейчас мы  наблюдаем и в других «футбольных» регионах России.    

В начале статьи предлагается разделить детский и молодёжный футбол.  Но подразумевается разделить условно и именно только для того, чтобы выявить проблему и попытаться найти способы её решения. А главный вывод, который можно сделать  из вышеприведённого анализа и рассмотрения различных аргументов,  это –  до тех пор, пока не будет создана хорошо работающая высокоэффективная система обучения  молодых  российских футболистов современному профессиональному футболу, никакого действительного развития всего российского футбола  НЕ произойдёт.                


Скоростная техника футбола видео:

http://www.youtube.com/channel/UCuKMUX0I3donfU8kp8ysXQw?feature=mhee

Комментариев нет:

Отправить комментарий