вторник, 9 сентября 2014 г.

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБУЧЕНИЯ И БИОХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

                    
Причина,  по которой молодые выпускники  футбольных школ России  не становиться большими мастерами  заключается в том, что  у нас не создана система  доведения молодых талантливых футболистов до уровня команд мастеров высшей лиги.  Определяющим фактором  в такой системе должны быть высокоэффективные тренировочные технологии.  Именно  тренировочные технологии  должны определять  структуру системы, а не наоборот.  Сейчас же получается, что клубы создают «новую»  систему подготовки молодых футболистов   со структурой  обучения вчерашнему  футболу. 
Если  проанализировать  тренировочные технологии,   применяемые в разных клубах, то на первый взгляд   покажется, что у каждого клуба своя отличная от всех  технология подготовки футболистов.  Но если же подробно  рассмотреть  и детально проанализировать применяемые тренировочные технологии, то окажется что они все  по сути своей  одинаковые.   Всё та же «пахота» на разный лад.  Наивно полагая, что применяя какие-то особые  «супер упражнения», выполняемые в определённом ритме, со строго определёнными интервалами,  при  нужном количестве повторений  можно  подготовить   футболистов высокого уровня,   в футбольных школах и клубах   создают свои «уникальные»  тренировочные технологии. Но вся уникальность их только в различии упражнений и количестве повторений.  
А далее, кто-то по наивности  (по незнанию), а кто-то по расчёту широко рекламируют  свои  «уникальные» тренировочные технологии у которых эффект их применения проявляется через несколько лет.   Особенно  этим отличаются различные  частные детские  футбольные школы и распиаренные академии футбола.   Главное для них это убедить родителей  привести детей  именно в их «особую» футбольную школу с «уникальными» тренировочными технологиями.  На самом же деле  и школа  обычная и технологии такие же.  Но если убедить родителей, то,  лет шесть семь можно спокойно им «пудрить мозги» и жить безбедно.  А затем, по истечению этого срока придумают что-нибудь ещё, обязательно приплетая  спортивную науку,  сыпля научными терминами, в которых сами мало чего смыслят.   Родители же, совсем не зная подобной  «кухни», верят на слово и надеются, что  только в этой футбольной  школе  из их сына смогут вырастить хорошего футболиста. В итоге, после нескольких лет занятий родителям заявляют, что их сын не достаточно талантлив,  и что он сам  виноват в том,  что из него не получился футболист высокого уровня и т.д.    Но,  как же так, когда мальчика брали в «особую» футбольную школу,  работающую по «уникальным» тренировочным технологиям   обещали  сделать из него хорошего футболиста, а  на выпуске «ваш сын сам виноват»? Ведь обещали же?!   И тогда родители понимают, что все эти годы их просто обманывали, что это никакая не особая школа и никаких уникальных тренировочных технологий  у  неё нет, и что  в результате занятий в этой школе они  оказались не в «футбольном  дворце»,  а  у «разбитого корыта».   

О методиках. Методики подготовки спортсменов  должны строиться на основе новых научных открытий в биологии и психологии человека.  Прежде всего, нужно определиться, что же всё-таки в человеке первично био или психо.   Если предположить, что человек это  вещественное тело,  в котором каждую секунду происходит  огромное количество биохимических реакций, и именно эти химические реакции и определяют  суть человека  так  сказать его душу, то,  для того чтобы  усвоить какие-то знания необходимо было бы образование новых  веществ.   Эх,  как бы хорошо было бы, ввели тебе специальный раствор и смотришь,   у тебя появились какие-то новые  физические навыки, а то и целая профессия.   Тогда задача обучения  решалась бы просто, созданием определённых растворов для разных навыков.  Например,  раствор для педагога, для юриста, для слесаря, для лётчика и т.д. Что, это нереально? Согласен. Ну почему же тогда,  уровень мастерства  в игровых видах спорта определяется  уровнем каких-то химических веществ в организме спортсменов.  Кто сомневается,  может посмотреть массу научных работ на эту тему, где напрямую связывают  уровень  каких-либо химических веществ в организме  с уровнем спортивного мастерства спортсменов  игровых видов спорта.  По логике таких рассуждений получается, что если каких-то веществ  достаточно, то и  выполнение технических приёмов,   и тактическое мышление  будет на высоком уровне. По той же логике  стали  сравнивать уровень скорости гладкого бега футболиста с уровнем его общего мастерства.  Для решения задачи повышения скорости бега в футбол стали приглашать тренеров по лёгкой атлетике, которые стали «ставить  технику бега».  В отрыве от самой игры такой прирост  скорости не дал существенного прироста мастерства потому как - предельная скорость футболиста эта та скорость,  на которой он может стабильно управлять мячом.  Что толку от того, чтобы на футбольном поле ставить рекорды по бегу,  если на этой скорости футболист не может выполнять специфические  именно для футбола двигательные действия.  Скорость футболиста должна расти синхронно с  умением  стабильно выполнять  технико-тактические задачи на этой увеличившейся скорости. 

В каждом виде спорта свои специфические именно для этого вида двигательные действия.  И именно для осуществления  их (специфических двигательных действий) также специфически перестраивается тело спортсмена.  Чем  больше соответствие  структурно-функциональных  перестроек  тела спортсмена  с  его спортивной деятельностью,  тем выше результат он может показывать  на соревнованиях.  Здесь,  казалось бы всё предельно понятно – специфические для избранного вида спорта тренировочные практические действия и как результат, такая же специфическая структурно-функциональная перестройка тела.  Но что мы имеем на практике. А на практике в тренировочный процесс  привносится масса порой не нужных или даже вредных для данного вида спорта   НЕспецифических  так называемых «общеразвивающих» упражнений.  Любое «общеразвивающее»  упражнение в той или иной мере является  специфическим  упражнением и  вызывает в теле  специфический свой  ответ  (структурно-функциональную перестройку) необходимый для развития физических качеств,  способствующих   успешному  выполнению  именно этого  специфического «общеразвивающего» двигательного действия.   Но тут же возникает резонный вопрос.  Мы кого готовим, чемпионов по ОФП или по строго определённому виду спорта?  Как пример, сейчас в обучении футболу увлеклись различными вспомогательными футбольными  тренажёрами типа  координационной лестницы, барьеров и т.п.  Но,  любой бег по координационной лестнице или прыжки через барьеры,  по сути,   являются строго специфическими  физическими НЕ футбольными упражнениями. Отсюда, опять тот же, но уже более конкретный вопрос.  Мы кого готовим, бегунов по лестнице, прыгунов через барьеры или всё-таки футболистов? Зачем нужны эти  тренажёры,  если  любое, абсолютно любое правильно построенное футбольное упражнение несёт в себе кроме главного специфического ещё и так нужный общеразвивающий эффект.  Более того,  футбольные упражнения настолько специфичны, что даже одни и те же футбольные упражнения,  выполненные  на разных скоростях движения,  вызывают в теле человека разный тренировочный эффект.  Зададимся вопросом,  какой нужный  двигательный навык,  отработанный  на  координационной лестнице или прыжки через барьеры очень нужен в игре? Ответ,   да не какой.  Нет в футболе таких движений, их просто нет, а значит,  разучивать, а тем более тренировать их не надо.  Но что мы видим на практике. Пишутся масса «научных» работ о пользе того или иного футбольного тренажёра, о том как «правильно»  на нём заниматься, сколько подходов, какие паузы, какова частота шагов, высота и частота прыжков и т.д.  На основании этих теоретических разработок,  футбольные тренеры, в обязательном порядке,  вносят в свои планы работу на «футбольных» тренажёрах, и затем  упорно тренируют умения бегать по координационной лестнице, прыжки  через барьеры и прочее другое, то, что в игре не применяется. 

Если бы всё то время и энергию затраченные на работу на тренажёрах и на  ОФП тратить на  выполнение специфических футбольных упражнений, то эффект в обучению футболу был бы гораздо  выше. А все те,  якобы  «научные» работы,   говорящие о большой пользе  применения подобных тренажёров,  написаны или по заказу спортивной индустрии  производящей данные тренажёры,  или «учеными»,  не знающими основ именно современного научного взгляда  на формирование двигательного навыка человека.  Любая теория, и о пользе тренажёров в футболе в том числе,  должна быть объективно подтверждена на  практике.  На практике же,  команда  детей  шестилетнего  возраста,  занимающаяся только высокоэффективными  футбольными упражнениями (даже разминка и та с мячами),  постоянно обыгрывает другие такого же возраста команды, но  занимающихся  «как предписано по существующей общепринятой теории» с разницей в десять, а бывает  и намного более мячей. Здесь  приведён пример именно с малышами делающими свои первые шаги в футболе, потому как все они начинают «с нуля» и поэтому хорошо виден эффект обучения по разным технологиям.  

Чем же всё-таки на самом деле является обучение футболу или иному виду спорта. Обучение спорту это формирование внутренних программ управления своим телом для достижения определённого результата в избранном виде спорта. Именно этим, осознано или нет,  и занимаются все без исключения тренеры. Занимаются они этим целенаправленно по «программе обучения»,  содержащей информацию, которую должен усвоить ученик спортшколы в результате учебно-тренировочного процесса.   Именно здесь и происходит путаница в понятиях «программа обучения» и «обучение». Программа обучения  это информация, а обучение это практический процесс внедрения этой информации в память учащегося. Или ещё проще, программа это чему учить, а  обучающий процесс это как этому НАучить. Да, при формировании процесса обучения, именно так и должен стоять этот вопрос «как НАучить».  Почти похожие слова учить и научить, но смысл у них отличается - учить это просто процесс обучения, а научить это строго целенаправленный процесс для достижения определённой цели обучения.    По существующей общепринятой теории обучения все знают «как учить», но как действительно практически гарантировано НАучить,  судя по уровню мастерства выпускников спортшкол, совсем мало тех кто это знает. Низкий результат обучения может быть обусловлен двумя причинами это  или обучающая программа содержит не достаточно верную  информацию, или  процесс внесения программной информации в память учащихся сформирован неправильно.   Первое (программа) особых проблем не представляет. Её можно легко корректировать. Так что здесь существенных проблем нет. Главная проблема состоит  в другом,  в формировании процесса внесения программной информации в память учащегося, то есть в правильном формировании процесса обучения. Процесс обучения это строго целенаправленный процесс. Его задача -  НАучить учащихся определённому виду деятельности как  физической, так и интеллектуальной. А так как этот процесс целенаправленный, то для достижения поставленной цели, он должен быть организован строго определённым образом. Основой  формирования учебно-тренировочного процесса являются  различные тренировочные технологии, разработанные на основе принципов работы человеческой психики по  усвоению  учебного материала.

Тренировочные технологии это,  прежде всего, информационные технологии, то есть это формирование определённым образом процесса усвоения информации управляющей движениями спортсмена. И именно от того на основе каких принципов усвоения информации будут разработаны  тренировочные технологии будет зависеть конечный результат.  Если тренировочные технологии как можно более  полно соответствуют реальным закономерностям усвоения человеком учебного материала, то и результат в достижении цели будет высоким. Если же результат невысокий,  то естественно, что применяемые тренировочные технологии не соответствуют РЕАЛЬНЫМ закономерностям устройства человеческой психики в плане усвоения новой управляющей информации. Всё просто, правильно тренируешь – есть высокий результат, неправильно тренируешь – низкий результат. И казалось бы, спорить здесь не о чём. Но, в связи с тем, что тренировочные технологии это квинтэссенция всех, не только спортивных,  но и общих передовых знаний об устройстве человека, и это очень сложно,  то,  чтобы не заморачиваться на все эти сложности, спортивные учёные стали вырывать из общих НЕРАЗДЕЛИМЫХ знаний о человеке отдельные части,  и на их основе придумывать (именно придумывать) тренировочные технологии по развитию каких-то отдельных показателей. Особенно это касается «улучшения» каких-либо биохимических показателей, которые по разумению разработчиков соответствующих тренировочных технологий являются основополагающими для достижения спортивного результата. Например, как можно судить по уровню ЧСС, КФ, МПК и тому подобных биохимических показателей об уровне мастерства спортсмена-игровика,  если все! они (показатели) являются лишь гипотезами, то есть предположениями,  не доказанными на практике. Да и как можно в этом плане, что-то доказать если эти показатели просто вырваны из общего внутренне взаимосвязанного непрерывного цельного общего биохимического процесса,  на который можно влиять посредством изменения психических состояний. То есть, обычное состояние сознания одни биохимические  показатели, изменилось определённым образом состояние сознания, изменились и эти же  показатели,  вот такая она  «объективность» биохимических показателей. 
 Измеренные в лаборатории или даже в тренировочной игре биохимические показатели не отражают действительной картины биохимических процессов происходящих в организме спортсмена во время ответственной напряжённой игры.  К тому же, у разных спортсменов в силу их индивидуальной личностной психической установки на игру и биохимические показатели будут разные. Исходя из сказанного,  сам собой вытекает следующий вывод; биохимические показатели спортсменов игровых видов спорта не являются показателем действительного уровня их спортивного мастерства, потому как это мастерство проявляется не в лаборатории и не на тренировке, а в напряжённых соревнованиях, в которых психическая установка существенно влияет, как в одну,  так и в другую сторону, на самые разные биохимические показатели.  А это значит, что тренировочные технологии,   направленные на развитие каких либо отдельных качеств якобы зависящих только от биохимических показателей, в игровых видах спорта  не дают должного результата.         



Рассмотрение  организма и психики человека как внутренне единого и неразрывного целого это та современная научная парадигма, на которой должны строиться новые тренировочные технологии. Без учёта влияния  психики на биохимические процессы организма любые тренировочные технологии будут малоэффективными.  


Скоростная техника футбола, видео.  
http://www.youtube.com/channel/UCuKMUX0I3donfU8kp8ysXQw?feature=mhee
        

1 комментарий:

  1. Очень интересные мысли. Я давно размышляю над тренировочными процессами, подходом к тренировкам.
    Считаю, что вообще надо убрать из тренировок те упражнения, те элементы, котоыре в футболе не используются или используются крайне редко. Максимально приблизить тренировочный процесс к реальным игровым ситуациям.
    Я бы поделился своими мыслями, если вам интересно.

    ОтветитьУдалить