вторник, 23 января 2018 г.

ФОРМИРОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ


   Футбол это сложнейший вид спорта, состоящий из абсолютно конкретных биомеханических и психологических действий. Для того чтобы обучиться ему, необходимо строго следовать законам по которым функционирует организм человека, как на уровне тела, так и на уровне психики. Также надо знать то, как эти уровни взаимодействуют между собой. Подготовка  футболистов без знания науки мало эффективна. Но, знания какой науки, современной или полувековой давности?  Например, современное образование, полученное в спортивных вузах, не предусматривает знание практической работы психики во время спортивной деятельности.  А что толку от знания как работает тело, если не знать, как оно управляется с уровня психики.  ПЕРВИЧНО управление телом, а не его  движения. Нет управления, нет и движений. Тело не будет никуда и никак двигаться до тех пор, пока ни поступит управляющая команда от психики.  Движение тела это производное от управляющих команд психики, потому как изначально двигательные навыки формируются в управляющей структуре человека, которой является его психика. Если их (навыков) там (в психике) нет, то чему тогда проявляться? Откуда возьмётся форма движений тела? От пресловутой «мышечной памяти», которой не существует. Никаких заученных движений мышцы не запоминают. Нет в мышечных тканях никаких структур памяти на форму движений тела. Никакая мышца не формирует сама себе сигналы для осмысленных или автоматических движений. Мышцы это исполнители команд от мозга, и управленческих функций сами не имеют.  Адаптивные изменения на анатомо-физиологическом уровне есть. С этим никто не спорит. Но это всего лишь  структурные изменения в ответ на  нагрузку, но никак не сами движения. Но даже эти, казалось бы, автономные приспособительные изменения в теле запускаются с уровня психики. Дала психика команду на приспособление к новой физической деятельности, пошёл процесс приспособления на уровне клеток, тканей, органов и тела, не дала команду, никакого приспособления не будет. Хотя для более точного и верного понимания этого вопроса надо говорить ни о том, что психика даёт команду, а психика сама напрямую управляет приспособлением организма к новой деятельности.            
Кто-то написал про мышечную память, имея ввиду адаптивные изменения в ней, а не сведущие в управлении телом «специалисты» поняли это как память на форму движений. Дошло до того, что некоторые «специалисты» предлагают обучать технике движений посредством «мышечной памяти».  Они просто не понимают (потому, как не обучены), что никакой памяти на форму и тем более структуру движений в самих мышцах нет, а это значит, что технику движений надо формировать только в психике, создавая там стойкие программы управления телом соответствующие формируемым навыкам движений этого тела. И это не предположение или теория, это реальное устройство управления движениями человеческого тела, постоянно подтверждаемое реальной  практикой. 

Как спортсмен заставляет себя бежать быстрее или медленнее, как он напрягает своё тело для этого? Но не само же оно напрягается. Для этого нужен мысленный посыл. Или что, тело  само знает, куда и как бежать? Нет, оно никак не может само по себе куда-то двигаться. Оно полностью подчинено мозгу. Что тут сложного для понимания -  если нет импульса от мозга, то, как мышца может сократиться? А для того чтобы мозг выдавал импульсы на нужные для осуществления определённой деятельности мышцы, совершенно необходимы соответственные мысли, потому как в плане осуществления двигательных действий именно  мысли управляют мозгом. Надо чётко уяснить непреложную истину – никаких ОСОЗНАННЫХ! движений тела без мысли не бывает. Однозначно, вначале мысль, а потом осознано  управляемое движение. Автоматические же движения это неосознанные (неконтролируемые сознанием) короткие движения, и здесь не о них речь. (Хотя запуск применения автоматического движения, тоже сознателен).    

Механизм управления телом прост. Мысли, воздействуя на определённые участки мозга, заставляют двигательные нейроны выдавать электрические импульсы на подконтрольные им мышцы – достигнув мышцы, импульсы вызывают сокращение мышц – мышцы сократились, и произошло двигательное действие. Отсюда, для того чтобы изменить работу мышц, нужно изменить соответствующие мысли. И всё. Ничего сложного в плане понимания управления движениями тела нет. Нужно только всегда помнить, что ключевым моментом в этой схеме является мысль. Мыслью всё  начинается, ею же всё управляется и ею всё заканчивается.   

До тех пор пока в мышлении не сложится новый мысленный стереотип нужного двигательного действия, тело будет работать ТОЛЬКО по старому стереотипу. Надеюсь, что это тоже просто и ясно для понимания. Меняйте старый мысленный стереотип двигательного действия на новый,  и тело , по вышеприведённой схеме,  выполнит нужное  новое движение. Как видим, опять всё просто и ничего нового  в этом  нет.  Поэтому, если удастся поменять перворазряднику мысленный стереотип двигательного действия перворазрядника на стереотип движений чемпиона, то перворазрядник станет чемпионом обязательно. Он будет, если можно так сказать, обречён, быть чемпионом, потому как у него сложиться чемпионский стереотип двигательных действий. Если появиться другой спортсмен, с ещё более совершенным стереотипом двигательных действий, то он станет чемпионом. А все стереотипы движений находятся именно в психике и более нигде, поэтому и тренировать тело нужно посредством изменений на психическом уровне, с которого и запускаются приспособительные процессы на анатомическом, физиологическом и биохимическом уровнях. Вся же трудность заключается только в одном это как поменять этот  старый не эффективный мысленный стереотип двигательного действия на новый. Прежде всего, для такой замены мысленного двигательного стереотипа необходимо знать, как формируются мысли и уметь осознанно управлять этим формированием. Затем нужно научиться внедрять этот мысленный стереотип в структуру своей психики  отвечающей за движения тела и заставить тело выполнять движение, согласно новому мысленному стереотипа. А вот это как раз, далеко не просто. Этому самому не научиться, этому учить надо.
  
Непонимание тренерами того,  как работает наше мышление при получении информации посредством зрительного анализатора, часто приводит к хорошему усвоению  неправильным двигательных навыков у тренируемых им футболистов.  Как работает мышление у конкретного футболиста, так он и играет.  Это  абсолютно очевидный факт. Все знают, что вначале мышление, затем  осмысленное движение. То есть для того, чтобы сделать какое-то обдуманное действие в футболе, оно должно быть вначале промыслено.  Принятие решений в футболе это сложный психический акт,  состоящий из виденья  окружающей ситуации на поле (для этого футболист его (поле) должен реально видеть), анализа  сложившейся ситуации, выбора наиболее эффективного варианта дальнейшего действия,  и наконец,  принятие выбранного решения к исполнению.  Все эти  действия психики могут осуществляться в доли секунды. ( Кто быстрей думает, тот быстрей играет).

Уже неоднократно здесь говорил, что психическая составляющая человека устроена сложнее, чем анатомия, физиология и биохимия вместе взятые.  К тому же её внутренняя работа не видима. Мы видим только результат этой деятельности, проявляемой телом, и если футболист выполняет какие-либо двигательные действия неправильно, то виновато не тело, а то, что «там внутри в голове» у него неправильно. Так например, если  футболист всё время смотрит на мяч и из-за того, что ситуация на поле всё время меняется, а он не может постоянно за ней  следить, потому как его глаза заняты мячом, то он не успевает принять решение или запаздывает с ним. А происходит это потому, что именно так у него сложилось футбольное мышление посредством неправильной тренировки.  Поэтому футболисты, которые постоянно контролируют мяч взглядом, в современном скоростном футболе  НЕ нужны! А таких у нас почти 100%.

А теперь про вторую составляющую современного скоростного футбола, скоростную технику, которая без высокой скорости мышления  немыслима.  Если футболист не умеет управлять мячом на большой скорости, то в современном большом футболе ему делать нечего.  Это не моё предположения это констатация ОЧЕвидного  (то, что видят наши очи) факта, то есть  это просто видно глазами.
Мастерство футболиста определяется его  футбольным мышлением и соответствием уровня его  двигательных навыков потребностям современного футбола. Именно качественные характеристики двигательных навыков каждого  определённого футболиста и определяют его мастерство, и  именно уровень двигательных навыков является первичным лимитирующим фактором игры футболиста.

Но почему же при довольно большом количестве времени, уделяемом  обучению технике футбола, уровень её остаётся довольно низким. Опять же здесь надо смотреть в корень, то есть где и как происходит формирование этой самой техники. А так как двигательный навык это хорошо усвоенное движение тела, то естественно у этого движения должна быть управляющая программа телом и находится она в памяти футболиста, а память как мы знаем, это уже прерогатива психики. А значит, любой хорошо заученный двигательный навык формируется в психике. Поэтому при обучении технике футбола, надо в первую очередь исходить из первичности психики в движениях тела, а для этого, как говорилось выше, обязательно надо знать как она работает. Так, например,   при обучении техники футбола, число повторений не коррелируется напрямую с качественным повышением технической подготовки. Это объясняется тем, что при многократном повторении одного и того же движения, в управляющей структуре сформировалась стойкая программа этого движения. И сколько бы раз в последующем ни повторялось данное движение, оно будет повторяться по этой же хорошо усвоенной программе. Для изменения какого-либо спортивного навыка, надо вносить изменения в управляющую программу этого навыка. Без этого изменения в программе управления никаких изменений в практическом исполнении этого навыка не будет. Удалось изменить программу, изменилась техника двигательного навыка. Не удалось изменить программу,  навык остался прежним. И сколько бы раз ни повторять это движение, оно будет прежним. Однозначно можно утверждать, что изменение техники зиждется на информационных изменениях в соответствующей программе управления телом. Поэтому, строя процесс по изменению техники каких-либо двигательных навыков, в первую очередь необходимо определить какими методами и упражнениями будут добиваться изменения в управляющей программе.      

Да, так тренировать  это сложно. Но по-старому, как видим, не получается и уже никогда не получится. Это пройденный этап развития тренировочных технологий.  Для того, чтобы вырастить современного конкурентного футболиста нужны другие технологии.  Если кто-то не согласен с моими тренировочными технологиями направленными как раз на формирование правильных программ управления телом в футбольной игре, то пусть предъявит свои.  Но только  в конкретике, а не на уровне общих фраз. А также обязательно покажет, что нового более эффективного лежит в их основе. И естественно это должно быть подтверждено практикой. Без практического результата обсуждать нечего. А просто теоретические разглагольствования по «правильности» тренировочных технологий без практических результатов их применения – да кому они нужны?

Спросите любую спортшколу, центр подготовки спортсменов, академию и т.п., как они строят свой тренировочный процесс. Вам обязательно ответят, что всё у них построено по науке.   Но хоть всё у них и расписано «по науке» (на каждый возраст методички величиной с отдельную книгу), а на выпуске, всё равно –  ноль хороших футболистов. А значит дело не в спортшколе, а в науке. Наука это не закостенелое существо, это постоянно развивающееся живое (способное к изменению) знание, в самом широком смысле этого слова. И если  те знания, которые были раньше прогрессивными и давали движение вперёд,  то не всегда они остаются такими. Во многих случаях слепо следуя старым знаниям, процесс развития затормаживается, то есть он перестаёт развиваться. И дело не в правильности или неправильности старых знаний, а в их неполноте. Наука постоянно узнаёт что-то новое, расширяя тем самым то, что было найдено раньше. И если не использовать это новое, то в тех отраслях человеческой  деятельности, где велика конкуренция, успеха НЕ добиться. О том, что спорт это сплошная конкуренция, обсуждению не подлежит. И как же наши спортшколы, работающие по тренировочным технологиям полувековой давности, могут, в плане подготовки спортсменов высокого уровня, успешно конкурировать со  спортшколами, где применяются современные высокоэффективные тренировочные технологии!?    


Комментариев нет:

Отправить комментарий