четверг, 26 марта 2015 г.

ПРОБЛЕМЫ ФУТБОЛЬНЫХ АКАДЕМИЙ


Желание руководителей  некоторых футбольных клубов готовить своих высококлассных футболистов  сподвигло  их на создание своих футбольных академий.  И вот, построены отличные футбольные поля, корпуса для проживание детей, футбольные манежи  для занятий в зимнее время, обеспечено  медицинское  сопровождение занятий и восстановительных мероприятий,  приобретено  множество  мячей,  различного обмундирования и тренажёров. Одним словом созданы все материальные  условия для качественных занятий футболом.  Затем набирается штат тренеров,  пишется программа, производится набор талантливых детей и начинается подготовка своих доморощенных футболистов.   И вот наконец-то,  всё  «закрутилось-завертелось», любо-дорого смотреть  на то,  как  ученики осваивают азы футбола.  Появляется надежда, что наконец-то клуб  будет пополняться своими  выращенными в клубе футболистами. Но проходит всего лишь два-три года,  и появляются первые,  пусть ещё не ясные, сомнения.  И с каждым последующим годом эти сомнения только крепнут и впоследствии сменяются разочарованием.  А ведь всё так хорошо начиналось  -  база, академия, свои футболисты,  и вот на тебе, скоро первый выпуск, а выпускать то, в спортивном плане, и не кого.  Все выпускники серенькие и для главной команды и близко не годятся. Остаётся надежда на следующий выпуск.  Но опять та же картина, а с ней приходит понимание, что  подготовка футболистов  требует не только хороших условий для занятий, но и ещё чего-то, чего в академии не знают.  Естественно спортивное руководство академии неудачи в подготовке своих футболистов пытается объяснить самыми разными причинами. Самая распространённая из них это отсутствие талантливых детей в данном регионе или в России вообще.  Доходит даже до того, что предлагают набирать в академию детей из-за границы.  Другое распространённое объяснение у таких «специалистов»  футбола  это то,  что дети недостаточно долго занимались футболом именно в этой академии.  Нужно лет десять занятий только в этой академии и тогда уж точно будут свои футболисты – так объясняют они свои неудачи.  Кто-то объясняет невысокий  спортивный уровень своих  выпускников,  низкой квалификацией тренеров  академии,  и начинают менять тренеров, но результат от этого,  чаще, ещё хуже,  чем был.   Все эти объяснения это обычное переваливание  своей вины на несущественные факторы, которые преподносятся как главные.    На самом же деле главными факторами  обучения футболистов являются  это  -  как и чему  учат. Только это и имеет  определяющее значение при подготовке футболистов в академии.  Конечно, талант никто со счетов не сбрасывает, но в академию берут в основном талантливых к футболу детей.  Так, что этот фактор решён по определению набора в  академию. 
Незнание  из-за чрезвычайной сложности методик гарантированной подготовки футболистов, часто наводит тренеров и родителей  на мысль, что уровень подготовки футболистов в основном зависит от природных данных юного,  да и взрослого футболиста. То есть,  насколько природа дала таланта, настолько он и будет футболистом. Да, наличие предрасположенности (таланта) к определённому виду деятельности,  несомненно, важна. Не стоит отрицать очевидное. Но почему тогда абсолютное большинство талантливых к футболу детей не становятся  хорошими футболистами.  Ведь казалось бы, созданы  идеальные условия для занятий футболом, только тренируйся и становись хорошим футболистом.  Но нет, не становятся  талантливые дети  первоклассными футболистами.  Как же так получается, что вложено столько сил и средств, а нужного результата нет,  и не предвидится.  Начинаются поиски причин, из-за которых нет ожидаемого результата. 

Первое, что приходит на ум спортивным руководителям  академий  это то,  что тот или иной молодой футболист не стал хорошим профессиональным футболистом только потому, что мало  «пахал».   Это совершенно необъективное расхожее мнение нанесло немало вреда тем молодым футболистам,  для которых футбол стал «пахотой». И дело не только в перегрузках, которые к выпуску из спорт школы  проявляются  нежеланием дальше заниматься футболом, а в том, что при  «пахоте» не формируются должным образом  высокоэффективные двигательные футбольные навыки.  Для   овладения такими навыками нужна полная концентрация внимания на процессе их усвоения.  При « пахоте» прямой корреляции между временем, потраченным на  изучение сложных технических  футбольных навыков и качеством их усвоения нет.  Важным является не только, сколько ученик потратил времени на изучение навыка и сколько раз он его повторил это движение, а важно то,  как он  формировал программу управления своим телом для  выполнения изучаемого  движения.  Именно наличие сформированной программы  управления телом обеспечивает  автоматическое и верное выполнение двигательного навыка,  а «пахота», чаще всего, только мешает сконцентрироваться на  усвоении  сложных  двигательных навыков. Сколько бы раз ни повторять  изучаемое сложное спортивное движение оно не запомниться, если не будут созданы специальные условия, при которых  возможно формирование внутренних программ управления своим телом для осуществления  изучаемых  двигательных навыков.

Заблуждением является и то, что обучение двигательным навыкам так же  должно  проводиться и  на фоне усталости, объясняя это тем, что в игре футболист должен уверенно выполнять сложные технические приёмы даже тогда когда он сильно устал.  Но выполнение в игре и обучение на тренировке это разные этапы усвоения.  Именно усвоения, потому как если навык хорошо усвоен на тренировке, то в игре его легко проявить, не зависимо от того устал ты или нет. 
И так мы видим, что ни наличие таланта, ни «пахота»,  пусть даже в совокупности, ожидаемого результата не дают. Тогда возникает следующее предположение о том, что  учебный материал не отвечает  требованиям современного футбола.  Или проще учат «не тому». По сути, так оно и есть. Именно отсутствие необходимых для проявления современного футбола двигательных навыков, не позволяет  молодым футболистам составить конкуренцию  более  старшим   профессиональным футболистам.  И вот причина низкой конкурентно способности  молодых футболистов найдена,  подобран новый отвечающий современным требованиям учебный материал и работа снова закипела.  Но, тут  подстерегает,  ранее казавшаяся  совсем  простая, последняя проблема  -  как научит талантливых детей  этому современному футболу, потому как  на деле оказалось, что  по старым тренировочным методикам  новому футболу не обучить. 

После нескольких неудачных выпусков  приходит понимание, что  для того чтобы подготовить хороших футболистов нужно их учить по другому, но вот как никто в академии не знает. И тогда начинаются поиски новых высокоэффективных методик.  Прежде всего, обращаются к футбольной науке. Но здесь ожидает разочарование. Наша футбольная наука  создана теоретиками,  которые  оторваны от реальной практики.  Их научные диссертации настолько мудрёны и сложны, что кроме них самих никто  из тренеров в них ничего не понимает. Да и написаны они не для практического футбола, а для своих коллег по научному цеху, то есть пишут друг для друга, для науки как таковой. А что же практика? А практика, считают теоретики от футбола,   если  сможет что-то понять в сложных научных терминах и в их  научных теориях, то пусть тогда  сама, на основе этих  заумных  теорий, создаёт практические методики и работает по ним.  Попытки «практиков»,  самим создать в своей академии, хорошо работающие методики на основе изысканий нашей футбольной науки, тоже к успеху не приводят.  Оказывается, что теория,  созданная нашей футбольной наукой,  на практике,  заявленного в ней результата не даёт. 
Тогда взоры создателей академии  обращаются к загранице.  Ведь готовят же там хороших футболистов,  значит  нужно пригласить зарубежных специалистов футбола и уж они точно начнут подготавливать таких же хороших футболистов как в их футбольных странах.  Для этих иностранных специалистов в академиях создаются условия,  о которых наши тренеры даже мечтать не могут.  Каждый такой иностранный специалист привозит свою «супер» методику подготовки футболистов и начинает  внедрять её в академии, обещая, что высокий результат обеспечен, но только почему-то опять его надо ждать несколько лет.  Проработав оговоренное контрактом время,  и не подготовив ни одного  стоящего футболиста  иностранный «специалист» футбола заработав  здесь неплохие деньги,  спокойно уезжает домой на родину или ищет другую академию в России, чтобы повторить  всё то же самое, но в другой академии. 

Сколько  у нас уже  побывало  иностранных «специалистов»  бразильского, итальянского, голландского, сербского,  и прочих футболов, а результат один – как не было у нас своих высококлассных футболистов,  так их и нет.  Практика приглашения иностранных специалистов  для подготовки  хорошего резерва для нашего футбола показала, что иностранные специалисты ничуть не лучше наших,  да и методики у них тоже далеко не лучшие.  Да оно и понятно, кто же приедет к нам  с передовыми методиками  «конкурентов плодить». Такие действительно хорошие специалисты у себя на родине нужны.  А к нам едут те, кто из-за своей недостаточно  высокой  квалификации,  дома не пригодились. Например, с какой помпой, несколько лет назад,   у нас на побережье Чёрного моря открывалась  школа  бразильского футбола.  И где же российские футболисты,  овладевшие бразильским футболом? Их нет, как нет уже и самой футбольной школы, закрыли.  (Результата, на который рассчитывали, нет, зачем деньги тратить).  

Вот так, казавшейся поначалу  простая в решении проблема «как научить», оказалась непреодолимым препятствием в подготовке профессиональных футболистов высокого уровня.  И если бы те, кто задумывал создание футбольных академий и затем вкладывал в это дело большие средства, наперёд  знали бы, что проблема «как научить?» является сложнейшей мировой проблемой во все областях деятельности человека, то они,  пожалуй,  повременили бы с  созданием академий  футбола.   До тех пор, пока не разработана практически хорошо работающая технология подготовки  высококлассных футболистов, ожидать высоких результатов от деятельности футбольных академий не приходится.  Нет смысла создавать высоко затратную футбольную академию, результатом  деятельности которой  будет  выпуск посредственных  футболистов. С такой задачей легко справляется  обычная малобюджетная  футбольная школа.  

Почему же, на первый взгляд, такая  не сложная задача при её практическом решении оказывается нерешаемой. Как всем известно, критерием истинности знаний является практика. И если какая либо, казалось бы, так хорошо  теоретически разработанная методика, при практическом её применении не даёт заявленного результата, то  теория,  на основе которой разрабатывались методики, не верна. Дело в том, что не существует ни какой отдельной, от общей теории устройства человека, теории подготовки спортсменов. Прежде всего, спортсмен это человек, имеющий обычное человеческое тело, в котором протекают такие же процессы, как и у любого другого тела не связанного со спортом человеком.  Да, интенсивность этих процессов будет другая, но сами процессы будут идентичными с теми, что и у других тел людей, занятых в   других сферах деятельности. Поэтому не может быть отдельных  наук, таких как  спортивные: физиология, биохимия, психология. Хотя по большому счёту, да и сами  отдельные науки  физиология, биохимия, психология никак не отдельные. Есть одна объединяющая все эти отдельные науки об устройстве человека наука это биология человека. Ранее это была единая наука, которая изучала устройство человека целиком как цельного неделимого живого организма. Зачем и кому понадобилось раскромсать единую науку на составные части и изучать всё по отдельности, при этом и  биологи разделились на физиологов, биохимиков, а психологов вообще вывели за рамки биологии. Оставшиеся разделились ещё на более «узких»  специалистов и этот процесс раздельного изучения человека по сей день продолжается, порой порождая, ну уж совсем очень «узких» специалистов.

Человек абсолютно ЦЕЛЬНОЕ биологическое живое существо. В нём нет ни какой отдельной физиологии, биохимии и психологии. Перечисленные науки это всего лишь разные способы рассмотрения устройства человека, которым почему-то приписывается существование каких-то объективных уровней в устройстве и работе человеческого организма. Это человек, своим субъективным мышлением, для лучшего понимания устройства человека,  стал так же субъективно разделять единые взаимосвязанные процессы в организме человека на отдельные «уровни» рассмотрения. Но со временем, по мере накопления большого количества информации, когда всё сложнее стало объединять разные отдельные знания, полученные в узких науках и строить единую научную картину устройства человеческого организма, отдельным способам рассмотрения устройства человека присвоили якобы уже объективные уровни устройства человеческого организма, тем самым  окончательно разделили единую науку о человеке на составные части.   На самом же деле, у человека нет никаких отдельных уровней организации устройства его тела. Его тело и организовано и функционирует как  цельный, внутренне жёстко структурно и функционально взаимосвязанный живой объект, объективно не имеющий никаких отдельных (физиологический, биохимический, психический) структурных уровней. Первоначально эти уровни были придуманы человеком,  «для лучшего изучения и понимания» устройства человека. Но со временем, такое субъективное разделение на уровни устройства человека привело к тому, что отдельные науки, изучающие человека,  перестали быть объективными науками, потому как у них не стало реального объекта изучения, то есть  у них «пропал» цельно функционирующий живой объект. И если физиология и биохимия ещё как-то пытаются  изучать человека взаимосвязано друг с другом, то такую основополагающую биологическую науку как психология вообще убрали из совместного рассмотрения функционирования цельного человеческого организма.  Убрав психологию как неотъемлемую часть общей биологии человека, убрали и  функционирование организма как высшего живого объекта на земле.  Без психики, человек подобен обычному растению, к тому же комнатному,  которое без посторонней помощи самостоятельно и жить-то  не сможет.  Поэтому, психология должна рассматриваться как биологическая наука, которая изучает специфику формирования и проявления ответной реакции организма на внешние и внутренние воспринимаемые психикой сигналы, заставляющие её реагировать на них  определённым образом.

Любой внешний, да и внутренний сигнал имеет материальную основу в том смысле, что он был порождён материальным объектом. А раз так, то человек,  тоже как материальный живой объект, может реагировать на материальный  сигнал, идущий от другого материального объекта. Поэтому увиденное, услышанное или перцептивно почувствованное имеет материальную основу, потому что и сам  сигнал материален и идёт он от материального объекта. Затем на основе полученных материальных сигналов, психика   определяет ответную реакцию, которая и формирует дальнейшее течение различных  материальных процессов в организме человека. Именно психика формирует ответную физиологическую и биохимическую реакцию. Если же предположить, что психика не участвует в формировании ответной реакции на внешние сигналы, то мы,  тут же получаем не живого мыслящего человека, а растение. Но мы же точно знаем, что это не так. Именно наличием психики человек отличается от растения. А что же такое психика. Психика - это реальная тонкоматериальная управляющая структура, объектом деятельности которой являются информационные материальные сигналы, идущие от внутренней среды организма и от объектов окружающей среды, на основании которых она формирует свой простой или разной сложности  управляющий ответ.  

Абсолютное большинство научных работ в спортивной науке  игнорирует ведущую роль психики в формировании ответной реакции организма человека на динамически изменившиеся условия окружающей среды. Такие работы пишутся так, будто у человека психики вообще нет, то есть как у растения. Вопрос, будут ли такие научные работы работать на практике? Ответ очевиден, конечно, не  будут работать, что мы и наблюдаем сейчас в действительности.
 Но если  в простых физических действиях, ещё как-то можно понять недопонимание определяющей роли психики в управлении внутренними процессами, обеспечивающими данное физическое действие, то, как можно игнорировать психические процессы, которые формируют и управляют сложными  физическими действиями тела человека, если,  без  управляющих психических процессов, никакие двигательные действия тела человека вообще не возможны. Но всё равно, спортивные учёные  пишут научные работы, игнорируя психику, в которой и происходит формирование двигательных навыков. Да, двигательные навыки формируются именно в психике человека, а не в его физиологии или в биохимии. Опять же вопрос, а кто из специалистов футбола,  предлагающих свои методики тренировки, знает как устроена психика человека, как она получает информацию, как усваивает её, как формирует ответ на внешние сигналы, как управляет ответными действиями, то есть,  как  вообще работает эта самая психика и для чего она нужна? Если глубже вникнуть в устройство психики человека, то мы увидим, что она устроена сложнее, чем  физиология и биохимия вместе взятые, для которых она (психика) является управляющим началом. А так как  простое не может управлять сложным (у него просто не хватает разнообразия управляющих сигналов для этого),  то,  даже хорошо зная физиологию и биохимию, успеха,  без знания устройства и функционирования психики, в деле подготовке футболистов не будет.                       

Поражает обилие научных  работ, где указывается, какое количество раз нужно повторить двигательное действие, чтобы сформировался двигательный навык или так же рекомендуется выполнять нагрузки соответствующие каким-то придуманным зонам мощности, которые чуть ли не для всех людей одинаковы. Строятся графики, создаются таблицы показателей нагрузок, которые якобы объективно отражают состояние тренированности организма спортсмена. И много ещё чего с позиции физиологии и биохимии предлагают учитывать для повышения тренировочного эффекта. Но, почему-то обходится стороной важнейшая составляющая формирования двигательного навыка это влияние психики, как главного управляющего начала всей двигательной деятельностью человека, на выработку этого навыка.  Во всех научных работах, где игнорируется конкретное влияние психики человека, отсутствует главное это живой мыслящий  человек, который может самым кардинальным образом изменять показатели своей тренированности изменением внутренней психической установки на нагрузку.  Ладно, с нагрузками как-то ещё можно понять отсутствие рассмотрения психической составляющей, но как можно игнорировать психику при формировании двигательных навыков, в которой (психике) они и формируются.  И игнорируют же!? Игнорируют то, в чём этот процесс происходит. Вот такая она наука о формировании двигательных навыков.  

По сути, спортивный двигательный навык нужно рассматривать как психический навык, потому как,  если его нет в психике, то его вообще нет  ни на физиологическом, ни на биохимическом, ни на каком другом уровне.  Нигде, кроме психики не формируется  информация об изученном навыке.   А её (психику) при обучении игнорируют. Куда же тогда тренеры собираются закладывать информацию о навыке, если  кроме как в психику заложить её (управляющую информацию) никуда более не возможно. Казалось бы, тогда в чём, собственно говоря, проблема. Изучай устройство и функционирование психики человека и тренируй по-новому. Но проблема в том, что психология как наука, которая должна изучать устройство  деятельности психики, занялась в основном, изучением  результатов её  деятельности. Но для успешного  обучения надо знать, не результат деятельности, а конкретный  практический процесс работы психики. То есть, как внешняя информация не по теории, а на практике воспринимается человеком, как обрабатывается в самой психике, как формируется программа управления телом для проявления изучаемого двигательного навыка, как и при каких условия активируется эта программа, подвержена она корреляции или нет, если да, то при каких условиях.    И ещё много чего, связанного с психикой,  нужно учитывать при формировании спортивного двигательного навыка.       

Так же важным является и то, что нужно хорошо знать о том,  какое влияние оказывает психика на биохимические процессы, на главенство которых, неверно  обоснованное,  уповает современная российская спортивная наука. Изучая научные работы наших спортивных учёных, удивляешься, как у них всё просто и ясно. Измерили величину биохимических и  физиологических показателей перед нагрузками, затем работа, по их  методикам и опять измерение показателей работоспособности. И если есть повышение, то всё работа сделана, написаны обоснования, даны рекомендации,  можно внедрять новые методики. Но тут  появляется неожиданная проблема с внедрением разработанных в лабораторных условиях тренировочных технологий в практику. Применение, так хорошо опробованных в лабораториях на подопытных спортсменах тренировочных методик, в практической деятельности на тренировках в обычных условиях, такого эффекта не дают. Как же так получается, что в лаборатории всё нормально, а на практике разработанные и опробованные методики не работают, а если и есть какой либо положительный эффект, но он настолько незначителен, что нет смысла менять тренировочный процесс для достижения такого мизерного результата? В чём же кроется проблема такой разности показателей тренированности в  лабораторных нагрузках  и на реальных практических занятиях с обычными тренерами в обычных условиях тренировки? А проблема заключается в том, что изменились окружающие условия, которые самым непосредственным образом стали влиять на психическую составляющую занимающихся спортсменов. А так как психика, как бы не противились этому спортивные биохимики и физиологи, всё-таки является главным управляющим фактором при любой, а в особенности двигательной деятельности человека, то игнорирование этого главного фактора, сводит на нет все усилия спортивных учёных по созданию новых высокоэффективных тренировочных технологий.

Но, чаще всего,  сама психология виновата в том, что в спорте её не жалуют, а порой просто игнорируют. Чем же так не нравится психология спортивным специалистам? А всё тем же, низкой эффективностью влияния на конечный результат. И здесь, сразу же стоит остановиться и внимательней рассмотреть, что предлагает и чем занимается психология в спорте. А предлагает она по сути ничего такого, чтобы кардинально повлияло на результат спортивной деятельности спортсмена. Спортивная психология, сама себя дискредитировала неверным подходом к тренировочной деятельности. Что рассматривает спортивная психология в её нынешнем классическом варианте, то есть, что является для неё главным объектом изучения? А главным объектом изучения для неё является эта неуловимая, не осязаемая, чаще не понимаемая, по сути иллюзорная «личность спортсмена». В термине «личность спортсмена», нет никакой конкретики. А так как, там где нет конкретики, там нет и науки, то, тогда становится понятна низкая эффективность работы  спортивных психологов в российском спорте. 

Как же рассматривают личность в спортивной психологии:  «Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта  2000. – 288с».  То есть личность это уже результат деятельности психики и то даже не объективный результат, а субъективная интерпретация его разными психологами. А так как психологи разные то и интерпретация разная, потому как субъективная. В спорте же нужны, конкретные практические способы тренировки тела. А так как психика является главной управляющей структурой, работающей по своим строго определённым принципам, то  надо изучать эти принципы и на основании этих знаний предложить конкретные практические методы и способы управления своими психическими процессами обеспечивающими перестройку тела человека под конкретный вид деятельности. Да, именно так, без изменений на психическом уровне никаких изменений на управляемых ею биохимических и физиологических уровнях не происходит. Поэтому упустив из виду психику человека, как главную управляющую структуру, спортивные специалисты работают «вслепую». То есть, дают какие-то нагрузки, пытаются формировать какие-то спортивные навыки, но не знают, что же в результате получиться. А получается, как мы видим в абсолютном большинстве не тот  результат, на который рассчитывали. А так как нужный результат не достигнут, то тогда меняются нагрузки или вносятся изменения в занятия по формированию спортивных навыков, и снова смотрят, что же получится от этих изменений. А получается всё тот же низкий результат. И так десятилетиями хождение по кругу.  Непонимание того, что любая тренировка, это в первую очередь тренировка управляющих структур, работающих по своим принципам, с которыми спортивные специалисты не знакомы, не позволяет им целенаправленно добиваться поставленного результата.  Им кажется, что если давать нагрузку по каким-то придуманным ими  графикам, таблицам, программам и т.д., то оно само-собой, там в теле, что-то сработает, сложится, и будет получен нужный результат. То есть главное для них, это  правильно построить графики и т.п.

 Уж что, а самые различные графики якобы что-то подтверждающие строить научились. Порой посмотришь, ни графики,  картинки на загляденье. А то что, эти картинками ничего, по сути, не показывают, так это не так важно, главное чтобы красиво и правдоподобно смотрелось. Ведь для не специалиста это реальный показатель деятельности по обучению спортсменов. Да и выглядит всё вроде бы  по-научному, а значит, можно снова выделять средства и ждать (порой несколько лет) высокого результата, а его как не было, так и нет. И тогда, снова новые идеи, подкреплённые новыми красивыми графиками и новыми сроками.  И смотришь, нужный «специалистам» главный результат достигнут, поступили новые финансовые вложения. А значит можно снова идти по кругу и осваивать выделенные средства. Вот так последние четверть века и ходим по своим в чём-то разным, но, по сути, одинаковым кругам. Результат же  у всех один, средства успешно освоены, а  уровень подготовки своих спортсменов как был не конкурентно способным, то таким и остался.


В чём же тогда смысл, поспешного создания высоко затратных спортивных академий, центров подготовки и т. д., если результат их работы не соответствует поставленным задачам, то есть подготовке футболистов высокого уровня??   


Видео: Обучение скоростной технике футбола. 
http://www.youtube.com/channel/UCuKMUX0I3donfU8kp8ysXQw?feature=mhee                  

1 комментарий:

  1. Если бы sportingbet букмекерская
    http://ratingbet.com/bookmaker/sportingbet-obzor-bukmyekyerskoy-kontory-sportingbyet.html устроила обучение игре в своей конторе, я бы записалась. А в академию футбола лучше сына отправлю.

    ОтветитьУдалить